Статья:

Трудности воспитания детей в школе с агрессивным поведением

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хлопунова С.С. Трудности воспитания детей в школе с агрессивным поведением // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93506 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Трудности воспитания детей в школе с агрессивным поведением

Хлопунова Софья Сергеевна
студент, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала 19 века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности.

 

Ключевые слова: агрессивное поведение, программа профилактики, характер.

 

Учителям часто приходится работать с детьми, которые в силу характера состояния или синдрома иногда могут быть агрессивными. Навык состоит в том, чтобы понять человека, который проявляет агрессивное поведение, и понимать причины и то, что вызывает это поведение. Также иметь базовые знания о синдромах или состояниях и стратегиях, которые лучше всего использовать. Среда, в которой растут многие дети, более неспокойна, и, безусловно, традиционные формы воспитания и поддержки исчезли.

Сегодня, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что между строгостью родительского наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость. Причём она распространяется и на случаи, когда родители наказывают ребёнка за агрессивное поведение. Результаты исследований подтверждают, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию, чем их сверстники. Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми. Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок-подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое. Класс, в котором учатся дети – должен быть безопасным местом. Дети должны научиться ладить с широким кругом людей (часто в небольшом пространстве, в соответствии с нормальными ожиданиями от преподавания, обучения и социальных отношений). Хотя очевидно, что у некоторых детей будет меньше позитивного опыта, чем у их сверстников. Они будут видеть, как взрослые модели выражают чувства разочарования и гнева враждебными и обидными способами. Учителя могут значительно помочь осознанию учащимися чувств и гнева посредством диалога всего класса; позитивных историй, встреч в классе, позитивной дисциплины и поощрения, а также планов поддержки индивидуального поведения. Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь:

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически.
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетни.
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах.
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

Для того чтобы решить проблему, необходимо проводить программу профилактики агрессивного поведения для детей и родителей. Программа включает в себя не только теоретические занятия, но и диалог с учащимися и родителями, высказывание мнений и обсуждение. Акцент программы направлен на создание умений контроля эмоциональных состояний. Успешная профилактическая работа по предостережению детской и подростковой агрессии невозможна без объективных исследований различных проявлений агрессивности и склонности к развитию агрессивного поведения. В узком смысле диагностика агрессивности – это выявление, во-первых, уровня выраженности, а во-вторых, структуры агрессивного поведения, в широком смысле — это разоблачение признаков и видов, причин и факторов возникновения. Объективность диагностики в данном случае обеспечивается выбором характеристик, признаков и критериев. Среди множества методов диагностики предрасположенности к развитию агрессивного поведения можно назвать следующие: опросники, методы наблюдения, проективные и рисуночные тесты.

Самой распространённой диагностической процедурой является методика Баса-Дарки. Опросник даёт  диагностику так называемой мотивационной агрессии — прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

 

Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.
2. Платонова Н.М . Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие- 2004-336 с.
3. Смирнов А.А. Социальная психология: учебник / А.А. Смирнов. – М.: Академия, 2015. – 355 с.