Статья:

Педагогические аспекты профилактики буллинга

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мингалеева А.Р., Гумерова А.И. Педагогические аспекты профилактики буллинга // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 20(156). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/156/93538 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические аспекты профилактики буллинга

Мингалеева Алина Рамилевна
студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга
Гумерова Алиса Ильфатовна
студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал), РФ, г. Елабуга
Рахманова Алсу Рамилевна
научный руководитель,

 

Аннотация. В данной статье мы рассмотрели возникновение буллинга, его причины и профилактики. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».

 

Ключевые слова. Воспитание, буллинг, методы и формы профилактики.

 

Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Дьюкс впервые опубликовал свою работу на данную тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга провели скандинавские исследователи: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд. Они разработали концепцию буллинга , определив его как притеснение, дискриминация и травля. Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели.

Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций. Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. Задачами профилактики буллинга являются:

· подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга;

· содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;

· психолого-педагогическое просвещение родителей;

· устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

· развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся;

Методика исследования.

Недавно мы провели опрос  педагогам в своей школе: «Насколько часто проявляется буллинг в разных уровнях обучения и как с этим борются?»

Рисунок. Результат опроса

 

По результатам нашего опроса выяснилось, что самое частое проявление буллинга бывает в средних классах (60%)

А наименьший процент был в старших классах (около 15%)И соответственно , в средних классах проводятся больше мероприятий, встреч с родителями и психологами, чем в других.  А в младших и старших классах лишь упоминаются.

Таким образом, мы рассмотрели методы работы профилактики буллинга. Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание уделяется наиболее потенциальным участникам буллинга. При индивидуальной работе с подростком необходимо найти к каждому свой подход, совместно выяснить причины появлений ситуаций буллинга и выработать стратегии поведения при конфликтах. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями.

 

Список литературы:
1. Кутузова Д.А. Травля в школе. Журнал практического психолога. 2007. № 1. C. 72–90.  
2. Ahmed E., Braithwaite V. Bullying and victimization: Cause for concern for both 
families and schools // Social Psychology of Education. 2004. 7. 35–54 
3. Двоскина Н.В. - Травля в детском коллективе, или Как остановить насилие.
4. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения.