Педагогические аспекты профилактики буллинга
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Педагогические аспекты профилактики буллинга
Аннотация. В данной статье мы рассмотрели возникновение буллинга, его причины и профилактики. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что так и не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в школах, многие преподаватели не замечают или не хотят замечать травли среди подростков, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».
Ключевые слова. Воспитание, буллинг, методы и формы профилактики.
Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Дьюкс впервые опубликовал свою работу на данную тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга провели скандинавские исследователи: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд. Они разработали концепцию буллинга , определив его как притеснение, дискриминация и травля. Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели.
Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций. Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. Задачами профилактики буллинга являются:
· подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение ситуаций буллинга;
· содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;
· психолого-педагогическое просвещение родителей;
· устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
· развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся;
Методика исследования.
Недавно мы провели опрос педагогам в своей школе: «Насколько часто проявляется буллинг в разных уровнях обучения и как с этим борются?»
Рисунок. Результат опроса
По результатам нашего опроса выяснилось, что самое частое проявление буллинга бывает в средних классах (60%)
А наименьший процент был в старших классах (около 15%)И соответственно , в средних классах проводятся больше мероприятий, встреч с родителями и психологами, чем в других. А в младших и старших классах лишь упоминаются.
Таким образом, мы рассмотрели методы работы профилактики буллинга. Профилактика проводится как в образовательной организации в целом, так и в каждом отдельном классе. Большое внимание уделяется наиболее потенциальным участникам буллинга. При индивидуальной работе с подростком необходимо найти к каждому свой подход, совместно выяснить причины появлений ситуаций буллинга и выработать стратегии поведения при конфликтах. При работе с потенциальными «обидчиками» и «жертвами» также ведется работа и с их семьями.