Развитие диалогических умений при организации ситуативных бесед у детей 5-6 лет
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Развитие диалогических умений при организации ситуативных бесед у детей 5-6 лет
Аннотация. В статье рассматриваются методологические и дидактические концепции развития у детей диалогических умений как функциональной разновидности языка. В статье автор описывает возможность развития диалогических умений у дошкольников при организации ситуативных бесед.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, диалогические умения, ситуативная беседа, речь, коммуникация.
Проблемы формирования навыков диалога у старших дошкольников возникают, прежде всего, из-за социальной значимости и роли в формировании личности. В диалогических навыках старших дошкольников реализуется основная, коммуникативная, языковая и речевая функция.
Диалогическая речь является ярким проявлением коммуникативной функции языка. По мнению ученых – лингвистов, таких как А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградов, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, М. М. Алексеева, диалог является первичной естественной формой языкового общения[1].
К. Д. Ушинский рассматривает диалог речи как процесс немедленного речевого общения, характеризующийся чередованием друг с другом знака двух или более лиц [5].
Е. И. Тихеева определяет диалогическую речь, как сложный вид речевой деятельности, в которой каждая реплика носит контекстный характер[4].
Развитие навыков диалога – это сложный и разнообразный процесс. Это одна из главных задач развития речи у детей. В результате развития речи, как средства общения между людьми, ребенок овладевает новым типом человеческого общения, посредством которого он может сообщать свои чувства и мысли, а также влиять на чувства других людей.
Одним из условий развития навыков диалога у детей является организация речевой среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослыми и детьми, детей друг с другом.
Форм и методов, используемых для развития диалогических навыков у детей 5-6 лет, много. Изучение диалог-речи также активно происходит в повседневном процессе общения. Одним из условий развития диалогических навыков у детей 5-6 лет является организация речевой среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослыми и детьми, детей друг с другом [4].
В ходе обучения можно использовать разнообразные методы развития диалогических умений у детей 5-6 лет. Эффективно использовать во всем воспитательно - образовательном процессе их как отдельные компоненты, так и в комбинации.
Развитие диалогических умений можно осуществлять через ситуативные беседы, т. е. обмена репликами между взрослым и ребенком или между самими детьми.
По мнению А.Г. Рузской «ситуация общения - это организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу» [3].
Одной из основных задач развития речи дошкольников является овладение диалогической речью. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевая среда, социальная среда, семейное благополучие, индивидуальные черты личности, когнитивная деятельность ребенка и т. д.)
В теории и практике дошкольного образования было убеждение, что подход к коммуникации и деятельности выражается в систематическом общении детей с педагогом и сверстниками в специально организованных ситуациях общения. Общение оказывает огромное влияние на развитие речи у детей, поэтому в литературе по методам развития диалогических навыков обычно рекомендуются такие методы, как ситуационные разговоры, особенно организованные ситуации общения с детьми.
Таким образом, ситуационные разговоры являются наиболее эффективным методом, методом комплексного обучения, целью которого является развитие навыков диалога у детей 5-6 лет. Он сочетает в себе различные формы работы с детьми, самые интересные творческие задания и занятия, подходящие не только для развития диалогических навыков у детей 5-6 лет, но и для развития личности в целом.