Правовое положение специалистов ветеринарной службы в Республике Беларусь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(156)
Правовое положение специалистов ветеринарной службы в Республике Беларусь
В самом общем виде правовой статус определяется как положение личности в обществе, закрепленное в международно-правовых нормативных актах и нормативных актах определенного государства. Основу правового статуса составляют права, свободы и обязанности личности. «В широком смысле под правовым статусом (положением), утверждает Н. И. Матузов, – понимается юридически закрепленное положение личности в обществе» [1, с.121].
Согласно В. А. Кучинскому, правовой статус «представляет собой совокупность закрепленных в нормах действующего права определенных прав и обязанностей, устанавливающих пределы возможного и должного поведения, общие для всех лиц, подпадающих под определенные признаки». Правовой статус характеризуют и как правовую модель поведения, и как систему социально – правовой информации, а также нормативно – ценностных ориентиров, и как юридическое выражение свободы и необходимости должностного и возможного. Те, кто отождествляют право с законодательством, под правовым статусом понимают «законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности». В узком смысле категория «правовой статус личности» включает права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Права и свободы составляют основное содержание, ядро правового статуса [12, с. 21].
В литературе приводится различная классификация видов правового статуса личности. Заслуживает внимания позиция по этому вопросу доктора юридических наук, профессора Д.М.Демичева, который выделяет следующие виды правового статуса личности:
1) общий или конституционный статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;
5) отраслевые правовые статусы (уголовно – процессуальный, административно – процессуальный и др.);
6) статус физического лица.
На практике все виды правовых статусов – взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый индивид является гражданином своего государства (общий статус), принадлежит к определенной социальной группе (нескольким группам) и, следовательно, обладает специальным статусом (статусами), и одновременно представляет собой отдельную неповторимую личность, т. е. имеет индивидуальный статус.
Правовой статус – это сложная, собирательная категория, которая отражает целый комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми [3, с. 321].
Структура правового статуса представляет собой целый спектр значений, которые должен в себя включать правовой статус со следующими элементами:
1) правовые нормы, устанавливающие тот или иной статус;
2) правосубъектность (правоспособность и дееспособность);
3) основные права, свободы, законные интересы и обязанности;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы;
7) правоотношения общего (статусного) типа;
8) систему правовых гарантий положения личности в обществе.
Правовое регулирование труда специалистов ветеринарной службы, права и обязанности указанных лиц определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК), а также локальными правовыми актами: трудовыми договорами, коллективным договором, контрактами нанимателя с работниками, должностными инструкциями, уставом организации.
В ТК нет специальных норм, в соответствии с которыми непосредственно регулировался бы труд специалистов ветеринарной службы.
В статьях 2,3,4,5,6,7 прописаны основные задачи ТК, сфера действия, отношения, регулируемые ТК основанные на:
- трудовом договоре, профессиональной подготовкой работников на производстве;
- деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;
- ведением коллективных переговоров;
- взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;
- обеспечением занятости;
- контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;
- государственным социальным страхованием;
- рассмотрением трудовых споров.
Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируются ТК и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов (участников) организаций по сравнению с законодательством о труде) может устанавливаться в учредительных документах и локальных нормативных правовых актах этих организаций.
В ст. 8 ТК признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в рассматриваемом Кодексе, то применяются правила международного договора.
Специалисты в области ветеринарии, осуществляющие деятельность по проведению ветеринарных мероприятий, в пределах своей компетенции имеют право давать рекомендации о кормлении, содержании, разведении и использовании животных, реализации продуктов животного происхождения, целесообразности вынужденного убоя животных, утилизации, захоронении, уничтожении продуктов животного происхождения, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил, временным ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям в случае их введения, единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям и иным международно-правовым актам, составляющим право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии.
Специалисты в области ветеринарии, осуществляющие деятельность по проведению ветеринарных мероприятий, обязаны:
оказывать необходимую помощь больным животным;
соблюдать требования ветеринарно-санитарных правил и иные акты законодательства в области ветеринарной деятельности, временные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования в случае их введения, единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования и иные международно-правовые акты, составляющие право Евразийского экономического союза, в области ветеринарии;
обеспечивать своевременное и качественное проведение комплекса ветеринарных мероприятий по предупреждению болезней животных и ликвидации очагов заразных болезней животных;
давать заключения о причинах возникновения болезни животных, падежа (гибели);
выдавать в установленном порядке ветеринарные документы;
исполнять иные обязанности, предусмотренные актами законодательства.
В заключение главы хотелось бы затронуть неоднократно поднимавшийся вопрос, касающийся престижности ветеринарной профессии в Республике Беларусь. Мы видим, какую гигантскую работу в системе государства проводят ветеринарные специалисты, обеспечивая стойкое эпизоотическое благополучие, качество и безопасность продуктов питания. Более 60% их работают в сельской местности, в условиях ферм, комплексов, птицефабрик. Работу здесь нельзя назвать «легкой», а уровень зарплаты – достойной квалифицированного специалиста. Однако ветспециалисты успевают выполнять объем мероприятий, рассчитанный на полный штат. Можно утверждать, что это достигается, без преувеличения, самоотверженным трудом, даже в определенной мере принципами подвижничества и личного профессионального энтузиазма. В БССР в послевоенный период более чем 60 ветврачам было присвоено звание «Заслуженный врач БССР». В Республике Беларусь такое звание отменено. В России почти 10% ветспециалистов уже имеют такие звания. Там восстановлены существовавшие до войны воинские ветеринарные звания для государственных ветинспекторов. А ведь такой подход к моральному стимулированию ветеринарного труда не требует больших финансовых затрат. Но авторитет профессии многократно возрастает. Внимание к людям зачастую бывает дороже денег и служит сохранению духовного здоровья нации.
В настоящее время выпускники, получившие образование в дневной форме обучения за счет средств республиканского и местного бюджета, подлежат распределению.
По окончании обучения в учреждении образования молодым специалистам предоставляется отдых продолжительностью один календарный месяц, выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре.
Действующим законодательсвом молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом на место работы. Прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделять средства с целью компенсации затрат на найм жилых помещений у граждан.
Однако на практике не все так гладко. За неимением достаточного жилого фонда субъекты хозяйствования не в состоянии предоставить жилье специалистам для проживания. Не всегда руководители организаций своевременно выплачивают денежные компенсации молодым специалистам, которые, в свою очередь, не зная куда им обратится за помощью, остаются без материальной поддержки, гарантируемой государством. Зачастую юридическая служба организации стоит на стороне руководства и не отстаивает интересы специалистов.
Для оказания любого рода помощи (консультации) можно обратиться в отделы иделогической работы, культуры и по делам молодежи районных исполнительных комитетов.
Укрупнение производств, создание холдингов, комбинатов в сельском хозяйстве, переход на промышленную основу требует от законодателя соответствующей нормативной базы для регулирования различного рода правоотношений, возникающих в процессе хозяйствования, повышается риск возникновения заболеваний скота в связи с концентрацией поголовья.
В свою очередь, укоренившиеся устои работников в сельском хозяйстве, менталитет, боязнь новизны и внедрения технического прогресса, требуют временных затрат для освоения новых технологий.
Но в то же время, ветеринарная служба, несмотря на разветвленную сеть учреждений, имея в своем арсенале современную законодательную базу, готова в любой момент подставить плечо в решении задач, стоящих перед государством, в т.ч. основную – выпуск доброкачественной продукции и охрана населения от инфекционных заболеваний.