Статья:

Сжатие времени как основной способ перемещения в пространстве в романе Е. Водолазкина “Лавр”

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(157)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Рындина А.Н. Сжатие времени как основной способ перемещения в пространстве в романе Е. Водолазкина “Лавр” // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 21(157). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/157/94516 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сжатие времени как основной способ перемещения в пространстве в романе Е. Водолазкина “Лавр”

Рындина Анна Николаевна
студент, Российский государственный гуманитарный университет, РФ, г. Москва
Сокольская Татьяна Георгиевна
научный руководитель, доцент, канд. филол. наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, РФ, г. Москва

 

Отсутствие границ между историческим прошлым и настоящим —  главная особенность диегетического мира романа Е. Водолазкина “Лавр”, что и определяет специфику нарративного пространства и времени и взаимодействие героя и читателя с ним.

Согласно В. И. Тюпе, нарративная история и пространство неразрывно связаны друг с другом. “...место протекания нарративной истории - виртуальная трехмерная протяженность диегетического мира, самим своим актом отмежеванная от пространства физического” [3] Отсутствие прямой связи диегисеса с реальностью дает возможность по-разному выстраивать нарацию, подчиняя ее определенным авторским интенциям.

В ряде эпизодов романа прослеживается важная особенность функционирования пространства: сжатие времени как основной прием перемещения героя в пространстве. Под ним можно понимать крайнюю степень уплотнения времени и пространства, когда в небольшом фрагменте может быть представлено несколько десятков лет.

Такой прием характеризуется главным образом фиксацией пространственно-временной точки зрения и использованием приема монтажа. Его характерной особенностью является выраженная фрагментация, которая позволяет выхватывать из виртуального континуума определенную часть художественного мира.

Так происходит в отрывке, где Христофор предвидит, что случится с местом, где он живет. «Говорили, что уже тогда он вполне отчетливо представлял себе дальнейшую судьбу этого места. Что якобы уже в то отдаленное время знал о постройке на месте его избы кладбищенской церкви в 1495 году … И хотя ожидавшегося конца света в том году не произошло, тезка Христофора неожиданно для себя и других открыл Америку. В 1609 году церковь разрушена поляками...С 1991 года земля принадлежит садоводству “Белые ночи ”» [1].

Физически герой не пересекает никаких пространственных границ, однако он это делает ментально. Видение Христофора можно сравнить с документальной хроникой, где каждый кадр — новый пространственно-временной виток.

Еще одним примером использования приема монтажа служит следующий эпизод. “Они видели Вильгельма уже летящим через борт...Видели Вильгельма зависшим над морской пучиной. Видели поглощенным ею — все, включая Арсения. Но он видел это на мгновение раньше других, и едва капитан занес паломника Вильгельма над бортом, Арсений уже стоял перед ним [1, с. 330].

Стремительный ход времени передан в отрывочных, похожих на движение камеры, предложениях. Возникает и несовпадение между реальным и повествовательным временем. Очевидно, что движения Арсения заняли доли секунды, однако вербализованы они в тексте в нескольких абзацах.

Особое место в перемещение в пространстве и времени занимают предсказания Амброджо Флеккиа, которые создают сложные, семантически насыщенные временные пласты.

“В 1977 году Юрий Александрович Строев, без пяти минут кандидат исторических наук ...был послан в археологическую экспедицию в Псков”. Он остановился на квартире у русской немки Александры Мюллер, которая показала ему место, где какое-то время жил Арсений. “При Иоанновом монастыре жил юродивый Арсений, называвший себя Устином, сказала Александра. У кладбищенской стены” [1, с. 235].

В данном случае возникает анахрония “несовпадение между порядком истории и порядком повествования” [2]. Отчасти предсказание Амброджо действительно повествует о будущем, в то время как другая его часть — о прошлом, ведь то, о чем говорит Александра уже произошло в романе.

Структура данного предсказания построена по принципу матрешки, состоящей из разных временных пластов. Первый — события, происходящие в Пскове с Арсением. Второй — история аспиранта Строева, разворачивающаяся в этом же городе, но в советское время. И все это обрамляет пространственно-временной отрезок, в котором находится Амброджо, предсказывая события. В данном случае большой временной период сжимается до предсказания Амброджо, которое обладает высокой семантической плотностью.

Интересно рассмотреть видение Амброджо, которое явилось ему перед самой смертью. “Амброджо видел, как в Петербурге на колокольню Петропавловского собора медленно опускается ангел с крестом… В этих непростых условиях промышленный альпинист Альберт Михайлович Тюнккюнен фиксировал основание креста болтами из особо прочного сплава… Несмотря на все помехи, с высоты 122 метров Альберту Михайловичу было видно многое — Заячий остров, Петербург и даже страна в целом. Ему было видно и то, как в далекой Палестине не позолоченный, а вполне реальный ангел возносил к небу душу итальянца Амброджо Флеккиа” [1, с. 352].

В приведенном отрывке представлено одно событие (смерть Амброджо), которое происходит одновременно в двух пространственно-временных пластах: средневековой Палестине и советском Петербурге. Автор использует прием остранения, чтобы показать смерть героя, которая описывается с точки зрения промышленного альпиниста. Таким образом, в данном отрывке один временной пласт нанизывается на другой и своем единстве представляет сложный временной узел.

Полный отказ от вербальных средств - еще один способ перемещения героя в пространстве. С помощью графических средств (многоточие, которое может заполнять целую страницу) выражается течение времени, а вместе с ним и изменения пространства. Состояние, в котором герой находился без сознания, находит свое графическое воплощение. Как и в эпизоде с Христофором, один абзац вмещает в себя около полугода в романе.

“.......................................................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................................................

...................................

Хочу ли я думал Арсений, все забыть и отныне жить так, будто не было в моей жизни ничего, будто только я появился на свет...” [1, с. 169-170].

Примечательно, что не только герой, но и сам читатель может перемещаться в пространстве. Данное утверждение иллюстрирует эпизод, где неожиданно из-под снега в средневековом лесу вдруг появляется пластиковая бутылка. “Из-под снега полезла вся лесная неопрятность — прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки” [1, с. 82].

Устина нисколько не удивлена этим явлением, потому что это закономерно для диегетического мира романа, но абсолютно неожиданно для читателя, который незамедлительно перемещаемся из средневековья в хорошо знакомый 21 век.

Приведенные рассуждения позволяют сделать вывод о том, что перемещение героя в романе осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств, в результате чего происходит сжатие пространственной перспективы до узко очерченного семиотически насыщенного места. Такого рода трансфигурация чаще всего приводит к переходу на другой смысловой уровень сюжета.

 

Список литературы:
1. Водолазкин Е. Лавр [Текст] : роман/ Е. Водолазкин .- М.: АСТ : Редакция Елены Шубиной , 2018.- 440 с.- (Новая русская классика).
2. Женетт Ж. Фигуры [Текст]. В 2 т. Т.2 Фигуры III/ Ж. Женетт.- М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998.- 452 с.
3. Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию [Текст]: научно-учебное пособие для самостоятельной исследовательской работы/ В.И. Тюпа.- М.: Intrada, 2016.-145 с.