Статья:

Логопедическая мультипликация как средство коррекции и развития связной речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шевцова А.А., Атанова П.Ю., Заречная Л.Н. Логопедическая мультипликация как средство коррекции и развития связной речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94716 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Логопедическая мультипликация как средство коррекции и развития связной речи

Шевцова Анастасия Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Атанова Полина Юрьевна
магистрант, ФГБОУ ВО Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Заречная Лина Николаевна
магистрант, ФГБОУ ВО Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Игнатьева Светлана Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

SPEECH THERAPY ANIMATION AS A MEANS OF CORRECTION AND DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH

 

Anastasia Shevtsova

Master's student, Kursk State University, Russia, Kursk

Polina Atanova

Master's student, Kursk State University, Russia, Kursk

Zarechnaya Lina

Master's student, Kursk State University, Russia, Kursk

Svetlana Ignatieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Kursk State University, Russia, Kursk

 

Аннотация. В данной статье содержатся сведения для учителей-логопедов по использованию мультимедийной презентации по развитию связной речи дошкольников на коррекционно-развивающих занятиях.

Abstract. This article contains information for speech therapy teachers on the use of multimedia presentations on the development of coherent speech of preschoolers in correctional and developmental classes.

 

Ключевые слова: дети с общим недоразвитием речи; дошкольный возраст; связная речь; логопедическая мультипликация.

Keywords: children with general speech underdevelopment; preschool age; coherent speech; speech therapy animation.

 

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. Именно связная речь позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно. Для успешного освоения школьной программы у выпускника дошкольной образовательной организации должны быть сформированы умение строить диалог, связно высказывать свои мысли и составлять небольшой текст на определенную тему.

Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, представляя собой сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения [Волкова 1999].

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. В настоящее время активизируются поиски инновационных подходов, методов, средств обучения, в том числе по развитию речи.

Принцип наглядности является основным принципом дидактики. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления обучающихся. Грамотное и оптимальное использование в коррекционно-развивающем процессе наглядных средств – это одна из главных задач учителя-логопеда.

Современные компьютерные технологии предоставляют богатейшие возможности для реализации принципа наглядности на качественно новом уровне [Фатихова 2014].

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии ребенка [Репина, Лизунова 2004].

В отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют не только обеспечить образовательный процесс наглядностью, но и развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Мультимедийные презентации способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков взаимодействия с окружающими, накоплению фактических знаний.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы, инструменты и приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога [Гаркуша, Черлина, Манина 2004].

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией [Елсакова, Лисовская, Соколова 2014].

Возможности использования инновационных технологий в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивание незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;

• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

• осуществление более быстрого перевода изучаемого материала в долговременную память.

Инновационные методы воздействия в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма [Семенова 2013].

Одним из инновационных средств развития связной речи является логопедическая мультипликация. Мультипликация является неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Л.Л. Тимофеева говорит о своеобразной мультипликационной педагогике, в арсенале которой особый язык, система взглядов на окружающий мир, разнообразные методы, организующие творческую деятельность детей. Большие образовательные, воспитательные, коррекционные возможности мультипликации определяются тем, что её выразительные средства близки детям старшего дошкольного возраста. Мультипликация выстроена на доступном для понимания ребенка сказочном сюжете, богата яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, она всецело завоёвывает внимание ребёнка [Тимофеева 2011].

Логопедическая мультипликация представлена 2 основными направлениями, представленными на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Направления логопедической мультипликации

 

Первое направление представляет собой работу с готовым мультипликационным материалом, в роли которого может выступать мультимедийная презентация.

Второе направление – это создание мультипликации (анимации) как творческого вида кинематографа, позволяющего оживлять рисунки и предметы. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребёнка высказаться и быть услышанным, а также самостоятельно создавать произведения искусства с помощью компьютера [Тихонова 2011].

Анимация (мультипликация) означает оживление персонажей или их одушевление. Во время создания мультфильма ребёнок сможет попробовать себя в качестве художника-мультипликатора, оператора, актёра, озвучивающего персонажа, познакомиться с разными видами творческой деятельности, профессиями.

Мультимедийной презентацией является слайд-фильм, показанный на экране компьютера с заранее заданной периодичностью (или по щелчку мыши), в ходе которого меняются слайды с той или иной информацией.

Применительно к условиям образовательного процесса презентация является дидактическим средством обучения и определяется как логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления [Леоненко 2009].

Основной целью является разработка эффективных средств коррекции и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

На каждом этапе работы решается целый ряд различных задач.

Основные задачи:

  • закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля при построении связных высказываний;
  • целенаправленно воздействовать на активизацию психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) тесно связанных с формированием устного речевого общения;
  • способствовать взаимодействию детей в сфере общения ребенок-ребенок и ребенок-взрослый.

Для выполнения поставленных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • принцип использования игровых ситуаций;
  • принцип систематичности;
  • принцип опоры на возрастные особенности.

Виды работ, входящие в мультимедиа презентацию по формированию связной речи представлены в блоках и изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Виды работ по формированию связной речи

 

Логопедическая мультипликация, связывая в себе развитие навыка пересказа, речи–рассуждения и коммуникативной компетенции, развивает воображение и навыки связной речи, повышает интерес к художественной литературе. Одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать о себе, о своих родных и близких, о самых ярких впечатлениях в своей жизни. Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающем направлении работы учителя-логопеда и в частности мультимедийные презентации позволяют устранять речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха ребенка. Применение мультимедийных презентаций сочетает коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывает закономерности и особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста. Применение на логопедических занятиях мультимедийных презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.

 

Список литературы:
1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – 2004. – № 2.
2. Елсакова А.Н., Лисовская Н.Н., Соколова И.В. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда // Педагогика: традиции и инновации: материалы V международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 33-34.
3. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М. Л. Семёновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 75 с.
4. Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 4. – С. 32-35
5. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 680 с.
6. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. – № 5 (14). – С. 283-285.
7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
8. Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 59 с.
9. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей // Логопед. – 2014. – № 2. – С. 13-15.