Статья:

Развитие творческой инициативы у младших школьников на уроках литературного чтения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(146)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дьякова А.В. Развитие творческой инициативы у младших школьников на уроках литературного чтения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 10(146). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/146/88281 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие творческой инициативы у младших школьников на уроках литературного чтения

Дьякова Анастасия Вячеславовна
студент, ТОГАПОУ Педагогический колледж, РФ, г. Тамбов
Зотова Татьяна Николаевна
научный руководитель, руководитель Центра искусств и возрождения народных ремесел, преподаватель русского языка и литературы, ТОГАПОУ Педагогический колледж, РФ, г. Тамбов

 

Аннотация. В статье рассмотрен процесс развития творческой инициативы у младших школьников, а также средства для повышения той же творческой инициативы, используемые на уроках литературного чтения. Выявлены психолого-педагогические уровни развития творческой инициативы. Доказана необходимость рассмотрения и изучения данного аспекта как одного из главных в жизни обучающихся младшего школьного возраста. Предложены способы, позволяющие повышать уровень творческой инициативы, именно при изучении сказок.

 

Ключевые слова: творчество, инициатива, воображение, творческая инициатива.

 

В обществе стабильно существует потребность в личностях, которые во всем пытаются проявить творческий подход, способных нестандартно мыслить и искать неординарные пути решения в поставленных перед ними проблем.

Перед современной школой стоит одна из важнейших задач: изменить процесс обучения так, чтобы обучающиеся в начальной школе развивали в себе не только интеллектуальные, но и творческие задатки, а именно: воображение, мышление, инициативность.

Перед педагогами ставится следующая задача – спланировать свою деятельность так, чтобы творческие способности детей перерастали в целостное и правильное выражение действительности на основании равносильных знаний и умений.

Поставленная задача решается на многих школьных предметах, но наиболее эффективный результат ее решения получится, если всевозможные меры для решения проводить на уроках литературного чтения.

Актуальность выбранной нами проблемы, которая заключается в развитии творческой инициативы у младших школьников, обосновывается в исследованиях известного психолога Л.С. Выготского. Он утверждал, что развитие воображения, грамотности речи и мышления способствует успеху в учебе ребенка и определяет самосовершенствование личности.

Гипотеза: предположим, что работа со сказками, правильно подобранные диагностики, игры и задания, помогут повысить уровень творческой инициативы.

Цель исследования – изучить организацию процесса работы над жанром сказки и его использование на уроках чтения для развития творческой инициативы у младших школьников.

Были поставлены следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать процесс развития творческой инициативы, а конкретно, на уроках чтения при помощи работы со сказками.

2. Выявить основные этапы в деятельности педагога, заключающейся в организации и преобразовании учебного процесса.

Воображение – основа творчества и инициативы.

Инициатива (согласно словарю Ожегова) – это «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости»

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Исследуемая способность личности к развитию деятельность по своей инициативе – комплексная единица творческого потенциала обучающегося.

Уровни творческой инициативы:

1 уровень - ребенок многократно воспроизводит понравившиеся условные игровые действия.

2 уровень - учащийся имеет начальный замысел, называет роль; изменяет игровую обстановку

3 уровень - ребенок имеет разнообразные игровые замыслы; комбинирует разные сюжетные эпизоды в новый сюжет.

При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к различным сферам можно использовать в качестве средства развития творческой инициативы обучающихся.

Известно, что в младшем возрасте следует знакомиться с произведениями, развивающими любознательность, воображение, грамотность речи, внимательность, а также, помогающие в управлении выражения эмоций. Язык сказок легок для понимания младшими школьниками.

Делаем вывод, что сказка помогает развиваться в ребенке многим нравственным качествам и психологическим процессам. Сказка выражает нравственные проблемы и учить правильно их устранять. Действующие лица в сказках обладают четко выраженной ориентацией, что является важным условием выбора детского совета, чтобы отличить добро от зла. Сказка одно из средств, способствующее развития фантазии, воображения у детей. [8]

Мы рекомендуем начинать работу со сказкой в раннем возрасте с пересказа. Далее учиться составлять серийную модель. Далее осваивать двигательное моделирование. Также уместно использовать метод представления содержания в соответствии с принципом противоположностей.

Современные исследователи жанра сказки выделяют особый вид работ - сказочную терапию. Он заключается в том, чтобы погрузить ребенка в сказочную атмосферу, что дает ему возможность менять ход истории, фантазировать и сочинять события. [9]

Завершая исследование, можно прийти к выводу, что нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка - это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить воображение и творческую инициативу ребенка.

 

Список литературы:
1. Суетина Ю.В., Кузьмина О.Д. Развитие творческого воображения в младшем школьном возрасте. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет. 2018. 254 с.
2. Мишечкина Н.А. О психологическом консультировании учителей начальных классов по вопросам развития воображения младших школьников / ред. Ю.П. Поваренкова. 2018. 280-282 с.
3. Волкова А.В. Развитие воображения посредством художественного текста (сказок). – Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. 2018. 61-63 с.
4. Войтюк Е.С., Аблямитова Л.Х. Психолого-педагогические основы проблемы развития творческого воображения. Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2019. № 1 (16). 32-33 с.
5. Никонорова Е.Ю. Особенности развития воображения младших школьников. – Смоленск: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука» (Москва). 2019. 49-55 с.
6. Боровик О.В. Развитие воображения // Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 2000. 112 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 2005. 14 с.
8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ»,2000. -С.314.
9. Котова Т.Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе. Новотроицк, 2007. С.32.