Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Неволина С.И. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 4(313). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/313/158438 (дата обращения: 04.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Неволина София Ильинична
студент, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Бакаев Антон Алексеевич
научный руководитель, старший преподаватель, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

В статье рассматривается понимание здоровьесберегающей позиции, влияние образовательной среды на здоровье студентов, а также проблемы и перспективы здоровьесберегающей образовательной среды современного вуза.

Современное общество сталкивается с множеством вызовов, связанных с уровнем здоровья населения. Среди них — стресс, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и много других факторов, способствующих ухудшению здоровья. Особое внимание необходимо уделять молодому поколению, особенно студентам, которые находятся на этапах формирования своих жизненных привычек и взглядов. Формирование здоровьесберегающей позиции студентов становится актуальной задачей как для образовательных учреждений, так и для общества в целом. Здоровьесберегающая позиция — это совокупность знаний, умений и привычек, направленных на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и формирование активного образа жизни. Она включает в себя не только осознание важности здоровья, но и практическое применение полученных знаний в повседневной жизни [1, 2]. Формирование здоровьесберегающей позиции у студентов важно по нескольким причинам [3]:

- Профилактика заболеваний: студенческий возраст—это период, когда молодые люди наиболее уязвимы для различных заболеваний, включая соматические и психические расстройства.

- Развитие устойчивых привычек: привычки, сформированные в молодом возрасте, часто сохраняются на протяжении всей жизни. Поэтому важно прививать студентам навыки здорового образа жизни.

- Формирование коммуникативных навыков: умение общаться о здоровье и своих потребностях может побудить студентов поддерживать друг друга в стремлении вести здоровый образ жизни.

Образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании здоровьесберегающей позиции студентов.

Многие университеты и колледжи уже начали внедрять программы, направленные на здоровье студентов [4]:

1. Образовательные программы: включение в учебный план курсов по здоровому образу жизни, физическому воспитанию и психологии здоровья помогает формировать у студентов осознанное отношение к своему здоровью.

2. Спортивные секции и мероприятия: проведение спортивных соревнований, фитнес-программ и различных мероприятий способствует вовлечению студентов в физическую активность и укрепляет командный дух.

3. Психологическая поддержка: создание психоэмоциональной среды, где студенты могут обратиться за помощью к психологам и консультантам, способствует снижению уровня стресса и тревожности.

4. Кампус как здоровьесберегающая среда: обустройство зеленых зон, создание безопасной и комфортной инфраструктуры для занятий спортом и отдыха также играют важную роль в формировании здоровьесберегающей позиции. Несмотря на активные усилия образовательных учреждений, формирование здоровьесберегающей позиции студентов встречает определенные препятствия:

1. Склонность к стрессу и перегрузкам: студенты часто сталкиваются с высоким уровнем стресса, связанным с учебной нагрузкой, что может негативно сказываться на их здоровье.

2. Неправильное питание: отсутствие навыков приготовления пищи и доступ к быстрой пище могут приводить к недостаточному или несбалансированному питанию.

3. Недостаток физической активности: сидячий образ жизни становится нормой для многих студентов, что влечет за собой проблемы с опорно-двигательным аппаратом и снижением общего тонуса.

Формирование здоровьесберегающей позиции студентов — это важная задача, требующая комплексного подхода. Необходима интеграция образовательных программ, физической активности, психологической поддержки и создания здоровой среды в учебных заведениях. Осуществляя эти меры, можно добиться улучшения здоровья студентов, формирования у них устойчивых привычек и повышения качества жизни. Здоровье — это не только отсутствие заболеваний, но и активное участие в жизни, стремление к самосовершенствованию и гармония с окружающим миром. Таким образом, формирование здоровьесберегающей позиции студентов является залогом не только их здоровья, но и будущего здоровья всего общества.

 

Список литературы:
1. Двоеносов В.Г., Юсупов Р.А. Здоровье студента как один из факторов повышения конкурентоспособности специалиста // Вестник Казанского технологического университета. 2006 - №6. - С. 194-201. 
2. Комарова Э. П., Аристова И. В. Модель формирования здоровьесберегающей позиции студента в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-zdoroviesberegayuschey-pozitsii-studenta-v-vuze (дата обращения: 22.01.2025).
3. Неволина, В. В. Актуализация идей здоровьесберегающей педагогики в образовательной практике: опыт организационных форм взаимодействия [Электронный ресурс] / В. В. Неволина, Е. А. Гараева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта,2023. - № 6 (220). - С. 257-259. . - 3 с.
4. Фетисов А.С., Аристова И.В. Проблема формирования здоровьесберегающей позиции студентов в цифровой образовательной среде. Журнал «Глобальный научный потенциал» 2020, № 5 (110) - С. 77-79.