ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается понимание здоровьесберегающей позиции, влияние образовательной среды на здоровье студентов, а также проблемы и перспективы здоровьесберегающей образовательной среды современного вуза.
Современное общество сталкивается с множеством вызовов, связанных с уровнем здоровья населения. Среди них — стресс, малоподвижный образ жизни, неправильное питание и много других факторов, способствующих ухудшению здоровья. Особое внимание необходимо уделять молодому поколению, особенно студентам, которые находятся на этапах формирования своих жизненных привычек и взглядов. Формирование здоровьесберегающей позиции студентов становится актуальной задачей как для образовательных учреждений, так и для общества в целом. Здоровьесберегающая позиция — это совокупность знаний, умений и привычек, направленных на сохранение и укрепление здоровья, профилактику заболеваний и формирование активного образа жизни. Она включает в себя не только осознание важности здоровья, но и практическое применение полученных знаний в повседневной жизни [1, 2]. Формирование здоровьесберегающей позиции у студентов важно по нескольким причинам [3]:
- Профилактика заболеваний: студенческий возраст—это период, когда молодые люди наиболее уязвимы для различных заболеваний, включая соматические и психические расстройства.
- Развитие устойчивых привычек: привычки, сформированные в молодом возрасте, часто сохраняются на протяжении всей жизни. Поэтому важно прививать студентам навыки здорового образа жизни.
- Формирование коммуникативных навыков: умение общаться о здоровье и своих потребностях может побудить студентов поддерживать друг друга в стремлении вести здоровый образ жизни.
Образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании здоровьесберегающей позиции студентов.
Многие университеты и колледжи уже начали внедрять программы, направленные на здоровье студентов [4]:
1. Образовательные программы: включение в учебный план курсов по здоровому образу жизни, физическому воспитанию и психологии здоровья помогает формировать у студентов осознанное отношение к своему здоровью.
2. Спортивные секции и мероприятия: проведение спортивных соревнований, фитнес-программ и различных мероприятий способствует вовлечению студентов в физическую активность и укрепляет командный дух.
3. Психологическая поддержка: создание психоэмоциональной среды, где студенты могут обратиться за помощью к психологам и консультантам, способствует снижению уровня стресса и тревожности.
4. Кампус как здоровьесберегающая среда: обустройство зеленых зон, создание безопасной и комфортной инфраструктуры для занятий спортом и отдыха также играют важную роль в формировании здоровьесберегающей позиции. Несмотря на активные усилия образовательных учреждений, формирование здоровьесберегающей позиции студентов встречает определенные препятствия:
1. Склонность к стрессу и перегрузкам: студенты часто сталкиваются с высоким уровнем стресса, связанным с учебной нагрузкой, что может негативно сказываться на их здоровье.
2. Неправильное питание: отсутствие навыков приготовления пищи и доступ к быстрой пище могут приводить к недостаточному или несбалансированному питанию.
3. Недостаток физической активности: сидячий образ жизни становится нормой для многих студентов, что влечет за собой проблемы с опорно-двигательным аппаратом и снижением общего тонуса.
Формирование здоровьесберегающей позиции студентов — это важная задача, требующая комплексного подхода. Необходима интеграция образовательных программ, физической активности, психологической поддержки и создания здоровой среды в учебных заведениях. Осуществляя эти меры, можно добиться улучшения здоровья студентов, формирования у них устойчивых привычек и повышения качества жизни. Здоровье — это не только отсутствие заболеваний, но и активное участие в жизни, стремление к самосовершенствованию и гармония с окружающим миром. Таким образом, формирование здоровьесберегающей позиции студентов является залогом не только их здоровья, но и будущего здоровья всего общества.