Статья:

Шумовое загрязнение в урбанизированной среде

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: Биология

Выходные данные
Хаматдинова Д.Н. Шумовое загрязнение в урбанизированной среде // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94833 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Шумовое загрязнение в урбанизированной среде

Хаматдинова Диана Наилевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Основным источником шумового загрязнения части города Уфа является автомобильный транспорт. Выявлены зоны превышения уровней шума. Результаты представлены в виде шумовой карты центральной части города Уфа.

 

Ключевые слова: экология города, шумовое загрязнение, геоинформационная система, Уфа.

 

В городской среде проблема шумового загрязнения является ключевым. Ведь именно в густо заселенных городах потоки автомобильного транспорта, телерекламы, шум от развлекательных центров, сигнализация автомобилей, шум от пролетающего самолета над тобой, вибрация от железнодорожных путей возле города, музыка доносящийся с ресторанов и баров и т.д. Все это оказывает губительное влияние на здоровье всех живых существ обитающих в урбанизированной среде.

Воздействие шума на человека зависит от многих факторов: уровня звукового давления или интенсивности, спектрального состава, характера изменения во времени, продолжительности действия, психофизиологического состояния человека и степени утомления. Не благоприятный характер действия на человека городского шума объясняется многогранностью его физических свойств, а также способностью к кумуляции – накоплению в организме воздействия [2].

Были проведены исследования возле автомобильных дорог, расположенных в городе Уфа, а именно вдоль улицы Победы и Первомайской. Данные улицы были выбраны для сравнения и анализа более оживленной дороги (по улице Первомайская) и возле дороги, где количество проезжающих автомобилей значительно меньше (вдоль улицы Победы).

Данные о наблюдательных постах включают в себя: номер и название наблюдательного поста; координаты местоположения поста; значение уровня шума в точке расположения наблюдательного поста; расстояние до источника шума и линейные размеры источника шума.

Натурные измерения уровня шума проводились согласно ГОСТ 20444–2014: на расстоянии 7.5 м от оси, ближней к автодороге, с помощью шумомера «Мегеон-92130», находящегося на расстоянии вытянутой руки (0.5 м) от оператора, проводящего измерения. В будние дни в часы наибольшего скопления транспортных единиц -  приблизительно в 14:00 часов и в вечернее время, приблизительно в 18:00. Информационной базой исследования являлась базовая карта World Street Map, включающая автомагистрали, основные дороги, второстепенные дороги, стрелки с односторонним движением, железные дороги, водные объекты, города, парки, ориентиры, следы зданий и административные границы, наложенные на заштрихованный рельеф для дополнительного контекста [3].

Таблица 1.

Данные о наблюдательных постах

№ поста

Название поста

Координаты местоположения поста

Значение уровня шума в точке расположения наблюдательного поста (среднее значение)

Расстояние до источника шума и линейные размеры источника шума

1

Первомайская

54.8145,56.0854

89

7,5

2

Победы

54.8125,56.0822

90,25

7,5

 

Рисунок. Местоположения постов на карте

 

По санитарным нормам, допустимым уровнем шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, принято считать: 55 децибел (дБ) в дневное время и 40 децибел (дБ) ночью [4].

Таблица 2.

Характеристика уровня шума на селитебной территории города Уфа в 2021 году

Название поста

Время проведения измерения

Дневное время суток

Значение, Дб

Вечернее время суток

Значение, Дб

Первомайская

14:00

90

21:00

85

 

14:00

92

21:00

87

 

14:00

89

21:00

89

 

14:00

90

21:00

90

Победы

14:00

94

21:00

87

 

14:00

93

21:00

89

 

14:00

88

21:00

91

 

14:00

91

21:00

89

 

Таким образом, из полученных данных можно сделать вывод о том, что показатели превышают норму почти в два раза. Такое нарушение может привезти к серьезным последствиям на здоровье человека. Самое худшее – это лишение слуха. Шумы уровня 79-90 Дб приводят к болезням связанные с нервной системой. Шумовое загрязнение влияет на психологическое состояние, на стрессоустойчивость. Попадая через волокна слуховых нервов, шумовое раздражение передается в эти нервные системы. Затем начинает активно воздействовать на внутренние органы, что негативно сказывается на функциональном состоянии человеческого организма и приводит к значительным неблагоприятным изменениям. Психическое состояние человека ухудшается, он становится беспокойным и потерянным. Одной из самых распространенных проблем в городской среде – это бессонница, связанная с шумом доносящийся из близ лежащей дороги. Шум негативно влияет на вегетативную нервную систему независимо от того, как он субъективно воспринимается самим человеком. Самой распространенной вегетативной реакцией организма на постоянное влияние шума является сужение капилляров слизистых оболочек и кожного покрова, что приводит к возникновению нарушения периферического кровообращения [1].

Если уровень шума превышает 84 – 88 дБ, то у человека может повыситься артериальное давление. Влияя на центральную нервную систему, шум становится причиной возникновения биохимических изменений в структурах головного мозга.

Если человек постоянно подвергается негативному влиянию шума, то зрительно-моторные реакции у него замедляются, подвижность нервных процессов и биоэлектрическая активность мозга нарушаются, электроэнцефалографические показатели и биопотенциалы головного мозга изменяются в худшую сторону.

Мероприятия по защите от шума необходимо предусматривать начиная с самых ранних стадий проектирования новых и реконструкции действующих судоремонтных предприятий, их отдельных цехов и участков. В проектах должны быть отражены все необходимые мероприятия по снижению уровней шума, подтвержденные соответствующими расчетами [5].

Таким образом, проведенное исследование шумовой нагрузки в городе Уфа выявило проблемные по уровню шума зоны с максимумом 94 дБ, в которых зафиксировано превышение санитарных норм на 39 дБ. Полученные данные являются основой дальнейшего мониторинга шумового загрязнения города и поиска путей решения проблемы.

 

Список литературы:
1. Лыков И. Н., Николаева Т. С., Рахимов К. В. Экологические и социальные аспекты шумового загрязнения окружающей среды // Экология урбанизированных территорий. 2019. №2. С. 80–84. Доклады Башкирского университета. 2021. Том 6. №1 17 
2. Васильев А. В. Шум как фактор экологического риска в условиях урбанизированных территорий // NOISE. Theory and Practice. 2015. Т.1 №2. С.27–40. 
3. ГОСТ 20444–2014 Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики. 
4. Санитарные нормы 2.2.4/2.1.8.562–96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы. 
5. Г. Т. Нафикова, Р. И. Саетгалиев, С. Р. Гарипова. Оценка шумового загрязнения в центральной части г. Уфы // Доклады Башкирского университета. 2021. Том 6. №1