Статья:

О гастролях армянских и украинских театральных трупп на Кубани в середине XIX - начале XХ веков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Барабашина А.А. О гастролях армянских и украинских театральных трупп на Кубани в середине XIX - начале XХ веков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 22(158). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/158/94864 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О гастролях армянских и украинских театральных трупп на Кубани в середине XIX - начале XХ веков

Барабашина Анастасия Александровна
студент, Армавирский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Армавир
Карапкова Олеся Григорьевна
научный руководитель, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории, Армавирский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Армавир

 

Рубеж ХХ столетия отметился оживленным формированием сценического искусства на Кубани. Одной из типичных черт данного этапа стали постоянные гастроли украинских профессиональных театров в регион. Фаворитом согласно насыщенности концертно-сценических мероприятий в местности был город Краснодар. Значительная известность малороссийских коллективов разъяснялось высоким процентом украинского населения, жившего на Кубани. Оно было представлено как черноморским (прежним запорожским) казачеством, так и огромным числом крестьян, заехавших в край в рамках государственной программы по заселению региона уже после завершения Кавказской битвы.

В конце XIХ - начале XX вв. армянское любительское театральное искусство широко распространяется как в Закавказье, так и на Северном Кавказе, в городах с армянским населением. В Армавире проходили гастроли армянских драматических трупп под управлением О.Абеляна, А.Шаэна, А.Арменяна и других коллективов [3, с. 76].

В марте и апреле 1915 года вместе со своими артистами в театре уже С.П. Меснянкина вновь гастролировал П.В. Прохорович. О репертуаре представлений можно судить по следующему газетному объявлению тех дней: «Спектакли украинской труппы П.В. Прохоровича: В понедельник 23 марта днем: «Ой, не ходы Грыцю, та на вечерныци»; вечером: с участием артистки А.В. Шевченко «Нещасне Кохання». Во вторник 24 марта днем: «Сватання на гончаривци». В среду 25-го марта днем: «Невольник»; вечером: 1. «Майска ничь», 2. «Как русский немцу задал перцу». В четверг 26 марта «Хмара».

В Армавире выступали армянские театральные труппы многих городов Кавказа и встречали теплый прием местной общественности. В январе 1901 г. с помощью местных любителей театра артисты Саркисян и Ахлатян ставят «Самвел» и «Ар-шак» II». В апреле того же года, возвращаясь из Нового Нахичевана, Бакинская театральная труппа ставит в Армавире «Аслан-Баласи».

На гастроли в Армавир прибывали звезды армянского театра. Ованес Абелян постоянно был идолом армянского общества Армавира [4, с. 57]. Он много раз посещал Армавир. В 1904 г. труппа Абеляна ставит в Армавире «Коварство и любовь», «Отелло», «Разбойники» и «Трильби». Коллектив был достаточно огромный. Помимо популярных артистов—Майсурян, Андраника, Аветяна, Зарифяна—в труппе принимало участие также молодое поколение, такие как, например, Егиазарян и другие актеры. Стоит Отметить письмо, направленное из Армавира в редакцию «Мшака» в связи с концертами данной труппы. Составитель подмечает, что посещать провинции с подобной программой нецелесообразно.

Необходимость приезжать с визитом в Армавир и выступать там испытывали практически все без исключения армянские театральные труппы и актеры. «Армавир хотя и обособлен, далек от того, чтобы слышать сладкий родной язык, тем не менее к чести его следует сказать, что в этих неблагоприятных условиях по мере возможности еще хранит родной язык, армянскую душу... Какой большой толчок может получить национальное развитие армавирцев, если у них будет аудитория, армянская печать, армянский театр. С этой целью та или иная армянская труппа должна считать своим долгом ежегодно во время своих весенних гастролей хотя бы на месяц посетить Армавир и давать по крайней мере 8-10 спектаклей. На этот раз мы имели возможность дать только пять спектаклей, которые публика посещала с большим воодушевлением; чем больше привыкнет народ к театру, тем больше он всем сердцем приблизится к нему и через несколько лет это будет потребностью».

В 1907 г. по инициативе и силами Анушавана Мелик-Капланова, Александра Яковлева, Мовсеса Джишитова, Ивана Болотина и Тиграна Улубекяна в Армавире организуется 1-ое «Общество любителей драматического искусства» [5, с. 7]. В статуте Общества фиксировалось, что оно обладало одной задачей — обширно пропагандировать среди жителей эстетические вкусы. В тот же период Общество хотело создать в перспективе в Армавире личный театр. С целью финансирования театра оно планировало осуществить с разрешения местных властей любительские - спектакли, выступления, литературно-музыкальные вечера.

В целом, несмотря на имевшиеся трудности, даже во время первой мировой войны и революции события театральной жизни на Кубани шли своим чередом, публика с удовольствием посещала и драматические, и музыкальные спектакли, и юмористические вечера.

 

Список литературы:
1. Ктиторов С. Н. История Армавира (досоветский период: 1839–1918 гг.). – Армавир: ЗАО «Скорина», 2002. – 384 с.
2. Комиссинская Л.B. Летопись театральной гастрольной жизни Кубани XIX - начала XX века (продолжение). Четвертые кубанские литературно-исторические чтения. - Краснодар, 2003. - 187 с.
3. Серегина О.И. Курорты Северного Кавказа в военной, экономической и культурной жизни России в конце XVIII - начале XX вв. /Дисс... канд. ист. наук - Ставрополь, 2003. - 315 с.
4. Фельдман О.М. Провинциальный театр. История русского драматического театра. Т.6. - М., 1982. - 278 с.
5. Тимофеева З. В. (Холмская) Театр и искусство. - 1902. - №4. - 19 с.