Правовые основы коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия) на осуществление традиционного природопользования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Правовые основы коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия) на осуществление традиционного природопользования
Аннотация. Статья отражает актуальные в нынешнее время проблемы, такие как механизм организации территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов, гарантирования прав коренных малочисленных народов Севера на осуществление традиционного природопользования, а также выявление недостатков правового регулирования и рекомендации по их устранению путем внесения изменений в действующее законодательство.
Ключевые слова: коренные малочисленные народы, традиционное природопользование, права коренных малочисленных народов.
В данное время коренным народам благодаря обширным территориям удалось достичь неистощительному использованию природных ресурсов таких как охотничий промысел, рыболовство, оленеводство и.т.д., тем самым для государства сохранение и развитие традиционного природопользования является первостепенным по развитию Севера.
Принципы правового статуса коренных малочисленных народов, которые закреплены в Конституции РФ получили свое развитие в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Одним из данных принципов является принцип гарантии прав коренных малочисленных народов в ст. 15 Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. [7]
Накопившиеся на сегодняшний день проблемы правового регулирования в области землепользования, традиционного рыболовства, охоты, оленеводства и традиционного природопользования свидетельствуют о нерешенности ключевого вопроса — закрепления за коренными малочисленными народами традиционно занимаемых или используемых ими земельных участков и территорий. Из-за отсутствия механизмов реализации действующего закона образовать территории традиционного природопользования невозможно, в то время как на вполне законных основаниях эти же земли и территории в виде рыбопромысловых участков и охотничьих угодий передаются в долгосрочную аренду другим юридическим и физическим лицам через конкурсы и аукционы, в результате чего возникает реальная угроза утраты коренными малочисленными народами своих традиционных угодий. [8]
Сейчас первым шагом могло бы стать укрепление закона о гарантиях прав. Закон о гарантиях прав – это всё же такой кодифицированный, системообразующий акт, который регулирует подавляющее число норм по вопросам жизнеобеспечения наших народов.
В Республике Саха (Якутия) принят региональный Закон от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV "Об этнологической экспертизе", которая определяет о необходимости возмещении ущерба коренным малочисленным народам при осуществлении хозяйственной деятельности на землях КМНС, а также данный закон обязывает хозяйствующего субъекта прежде, чем начать хозяйственную деятельность, делать этнологическую экспертизу – насколько ухудшается уровень жизни, каковы последствия этого хозяйственного вмешательства. Но и на федеральном уровне нужен такой закон. В Якутии 144 недропользователя, и всего лишь восемь экспертиз было проведено.
Подзаконными актами определен порядок проведения расчетов убытков в соответствии с утвержденной Методикой. С 2011 года расчеты по исчислению убытком производятся согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 09 декабря 2009 года № 565 «Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» и тем самым заключаются соглашения о возмещении убытков.
Развитие традиционных отраслей хозяйствования и промыслов тесно связано с выделением земель традиционного природопользования для коренных малочисленных народов Севера. Так как предоставление земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятые пользователями оленьих пастбищ на территории Крайнего Севера, предусматривают только возможность их аренды без выкупа. Таким образом, происходящий в настоящее время процесс разрушения традиционных отраслей хозяйствования, в частности, оленеводства, охотничьего промысла, рыболовства в свою очередь может сделать в итоге излишней саму систему выделения указанных земель.
В ходе изучения правоприменительной практики в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера, мониторинг правоприменительной практики в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера выявил необходимость реформирования и адаптации механизмов государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении указанных задач. Так, необходимость дополнительного законодательного регулирования требуется в отношении вопросов, связанных с осуществлением коренными малочисленными народами Севера такого вида деятельности, как рыболовства, являющегося для коренных малочисленных народов Севера, прежде всего, основой существования и одним из основных традиционных и возможных видов получения доходов.
Однако, действующее законодательство допускает на лиц, постоянно проживающих на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера права коренных малочисленных народов при условии данные лица ведут такие же, как и коренные малочисленные народы природопользование, для которых традиционные виды деятельности являются основой существования. Количество общин коренных малочисленных народов, учредителями или членами которых могут выступать граждане, принадлежащие не только к числу малочисленных народов, в силу действующих норм также не ограничивается.
Именно действие указанных норм приводит к возможности двойного и более использования средств государственной поддержки и льгот, предоставляемых представителям коренных малочисленных народов Севера и их общинам. [10]
Следует отметить, что исключительные права малочисленных народов на сохранение и охрану исконной среды обитания и традиционного образа жизни, обусловленные законодательством Российской Федерации, имеют специфику географического применения, в том числе права на приоритетный доступ к объектам животного мира.
Впрочем, не все коренные малочисленные народы осуществляют традиционное рыболовство, поэтому вышеуказанная проблематика характерна не для всех регионов Российской Федерации, на территории которых обитают коренные малочисленные народы Севера Российской Федерации. Так, по отмеченным причинам законопроект не поддержан рядом субъектов Российской Федерации. При этом хотелось бы отметить, что Федеральное агентство по делам национальностей России готовит информацию о наличии фактов нахождения в составе учредителей общин коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации одних и тех же лиц.