Физические упражнения в режиме трудового дня для студента
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Биология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Физические упражнения в режиме трудового дня для студента
Актуальность исследования - повышение интереса к проведению физкультминуток, выявление их необходимости и продуктивности в жизни студентов.
Физическая культура — составная часть жизни каждого студента. Это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования его личности.
Однако ежедневно российские студенты в течение многих часов подвержены влиянию учебной нагрузки.
Постепенно в процессе обучения из-за длительного нахождения в сидячем положении, отсутствия движения, сложности осваиваемых дисциплин у обучающихся накапливается умственная и физическая усталость.
Согласно различным проведенным исследованиям, доказан факт того, что в результате нарастающего утомления наблюдается снижение уровня работоспособности студентов.
Являясь не только фактором умственного и физического, но и эмоционального утомления подобные ситуации отрицательно сказываются на качестве усвоения учебного материала и в целом на состоянии самого студента.
В связи с этим целью моего исследования является изучение влияние характеристики умственного и общего состояния студентов, на лекционных и практических занятиях с использованием физкультминуток.
Согласно поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
1. Ознакомиться с понятиями «физкультминутка», «физические упражнения», определить их содержание, виды и роль в учебном дне студента;
2. Определение наиболее оптимального набора физических упражнений для максимального повышения работоспособности студента в учебное время.
Основная часть
В течение учебного и трудового дня работоспособность студентов изменяется. Осознание студентом о необходимости переключиться с одного вида деятельности на другой позволит вовремя предупредить физическое и психическое утомление.
Основным видом данной деятельности является проведение физических упражнений.
Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
Также физические упражнения можно определить как средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность студентов.
В процессе умственной деятельности основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения (физкультминутки).
Физкультминутка - это кратковременные серии физических упражнений, используемые для активного отдыха и восстановления работоспособности.
Исследования показывают, что проведение физкультминуток в течение 5 - 10-минут оказывают большее стимулирующее влияние на улучшение работоспособности студентов, в отличие от пассивного отдыха.
Увеличение частоты организации кратковременных серий физических упражнений улучшают функциональное состояние для поддержания учебной (рабочей) трудоспособности и нацелены на предупреждение усталости.
Значение физкультурных пауз состоит в углублении отдыха во время с целью восстановления нарушенных динамических стереотипов, а также в предупреждении возможного их нарушения.
Проведение физкультминуток необходимо назначать в моменты начальных признаков утомления, именно они определяются в предварительных исследованиях изменений работоспособности учащихся.
Во время физкультурных пауз выполняются упражнения, направленные на обеспечение деятельности мышечных групп, не участвовавших или мало задействованных в основной работе.
Целесообразно подбирать такие упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку, способствовали ускорению восстановительных процессов.
Перед проведением физкультурных пауз также необходимо ознакомиться с комплексом направленных упражнений, которые наиболее благотворно влияют на организм студента. Данный комплекс включает:
- потягивания;
- упражнения для мышц туловища, рук и ног;
- упражнения для мышц туловища и рук;
- упражнения на расслабление мышц рук;
- упражнения на координацию движений. В этот список также можно включить приседания, бег, прыжки.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
1) Укороченная физкультминутка – может состоять из одного упражнения (например: ритмичное сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и рекомендуется для выполнения во время письменных работ.
2) Полная физкультминутка - состоит из нескольких упражнений:
- потягивания с движением руками и дыхательными упражнениями;
- растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук;
- наклоны, повороты туловища;
- поднимание на носки и опускание, сгибание и разгибание в коленном суставе;
- круговые вращения в голеностопном суставе.
Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни.
Одной из форм самостоятельных занятий является утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), являющейся достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день.
Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы.
Оздоровительный бег включен в систему базовых упражнений утренней гимнастики, однако его можно интерпретировать как самостоятельный вид спортивных упражнений.
Многие ученые отмечают повышение творческой активности и плодотворности научных исследований после начала занятий оздоровительным бегом .
Заключение
В результате моего исследования было определено, что содержание физических упражнений направлены на сохранение, поддержание и укрепление здоровья студентов. Двигательная активность снижает степень нагрузки на весь организм человека.
В современном ритме жизни, когда большинство студентов проводят значимую часть своей жизни, сидя за компьютером или учебным столом, физкультминутка является одним из наиболее оптимальных и доступных способов снятия напряжения и поддержания работоспособности.
Проведение «малых форм» физической культуры благотворно повлияет на студенческую жизнь каждого обучающегося.
Таким образом, самостоятельные занятия и проведение физических упражнений в вузах представлены как важнейшие базовые компоненты формирования общей культуры личности студентов.