Формирование социальной активности у молодежи
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)
Формирование социальной активности у молодежи
Формирование и развитие социальной активности молодёжи становится важной проблемой нашего времени, решающим фактором прогрессирующего общественного развития. В связи с этим, всё большее значение играет воспитание социально активной личности, проявляющейся в различных видах общественно - значимой деятельности.
Несомненно, молодые люди играют важную роль в жизни общества, поскольку именно эта социальная группа несёт в себе огромные потенциальные возможности в будущем. Поэтому важно воспитывать стремление к социальной активности ещё со школьной скамьи.
К сожалению, в российском образовании не имеется единой стратегии формирования социальной активности подростков. В образовательных организациях больше внимания уделяют учебной деятельности. Однако сама по себе учебная деятельность не обеспечивает соответствующий воспитательный эффект, необходимый для формирования социальной активности у молодёжи.
По словам русского и советского психиатра, психолога, В. Ф. Бехтерева: «Воспитательный потенциал проявляется именно во вне учебное время, когда под влиянием внешних и внутренних факторов подростки проводят своё время на добровольной основе, опираются на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами».[1, с. 140]
Несмотря на присутствие в школах практики вне учебной деятельности, к сожалению, часто она сводится лишь к участию молодёжи в мероприятиях школы. Вопросу формирования социальной активности подростков в учебных заведениях отводится недостаточно внимания и времени.
Таким образом, имеет смысл предложить следующие пути формирования социальной активности у молодёжи:
Ведение информационно-просветительской деятельности в школьных и студенческих кругах, формирование авторитета социальной активности. Подросткам необходимо объяснять положительные стороны социальной активности для них самих. Многие подростки считают, что социальная активность не принесет для них ничего положительного, а только лишь трату времени и сил. Ребятам необходимо показывать, что социальная активность для них – это получение огромного опыта, знаний, новых интересных и деловых знакомств, что, как следствие, в перспективе может являться для них в определённом смысле «социальным лифтом».
Во внеурочное время, через организацию различных видов деятельности учащихся нужно обеспечивать необходимые условия для формирования социальной активности у молодого поколения. В различных формах внеурочной деятельности подростки смогут проявлять индивидуальные способности, учиться экологичному взаимодействию в коллективе, т.е. сотрудничеству друг с другом, заботите о своих товарищах, постановке себя на место другого человека. Иными словами, внеурочная деятельность является эффективным способом развития социальной активности молодежи.
В данном контексте нельзя не отметить роль педагога в формировании социальной активности подростков. Грамотное педагогическое воздействие может повлиять на их мировоззрение, что в конечном итоге является залогом позитивных изменений в сознании. Педагоги в школе должны обращать внимание на стремление и инициативы ребят к помощи окружающим, чтобы в дальнейшем направить их в нужное русло. [2]
Социальную активность молодежи необходимо поощрять для того, чтобы у ребят было больше мотивов и стимулов продолжать такую деятельность.