Статья:

Система планирования и организации деятельности Управления образования Администрации города Хабаровска по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в городском округе «Город Хабаровск»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(159)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Погорелова Н.Ю. Система планирования и организации деятельности Управления образования Администрации города Хабаровска по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в городском округе «Город Хабаровск» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 23(159). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/159/95586 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Система планирования и организации деятельности Управления образования Администрации города Хабаровска по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в городском округе «Город Хабаровск»

Погорелова Надежда Юрьевна
студент ФГБОУ ВО Дальневосточный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Хабаровск

 

THE SYSTEM OF PLANNING AND ORGANIZING THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF EDUCATION OF THE KHABAROVSK CITY ADMINISTRATION FOR THE ORGANIZATION OF THE PROVISION OF PUBLIC AND FREE GENERAL EDUCATION IN BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS IN THE CITY DISTRICT «THE CITY OF KHABAROVSK»

 

Nadezhda Pogorelova

Student Far Eastern Institute of Management-Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. В статье автором рассматривается структура системы планирования Управления образования Администрации города Хабаровска по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам. Производится анализ данной системы во временном промежутке с 2016 по 2018 годы. На его основании делается вывод о текущей эффективности данной системы.

Abstract. In the article, the author examines the structure of the planning system of the Department of Education of the Khabarovsk City Administration for organizing the provision of public and free general education in basic general education programs. The analysis of this system is carried out in the time period from 2016 to 2018. Based on it, a conclusion is made about the current effectiveness of this system.

 

Ключевые слова: образовательная система; системы планирования; Управление образования; Администрация городского округа Хабаровск; национальные программы.

Keywords: educational system; planning systems; Management of Education; Administration of the Khabarovsk City District; national programs.

 

Отдел общего образования (далее – Отдел) является структурным подразделением управления образования администрации города Хабаровска, в своей деятельности непосредственно подчиняется Начальнику управления образования.

Деятельность Отдела строится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, Положением об управлении образования Администрации города Хабаровска, Регламентом Управления образования, Положением об Отделе общего образования Управления образования.

Структура Отдела общего образования представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1. Структура Отдела общего образования Управления

 

Отдел состоит из 8 человек: начальника отдела и 7 ведущих специалистов, отвечающих за различные сферы общего образования. Начальник отдела назначается на должность и освобождается от должности приказом Начальника управления образования [1].

Основными задачами Отдела реализации стратегических направлений государственной молодежной политики:

  1. Организация учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города Хабаровска;
  2. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории города Хабаровска;
  3. Мониторинг основных показателей функционирования и развития муниципальной системы общего образования;
  4. Обеспечение функционирования муниципальной системы оценки качества общего образования;

В целях выполнения возложенных задач отдел осуществляет следующие основные функции:

  1. Организация учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района;
  2. Контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений;
  3. Решение вопросов устройства несовершеннолетнего в общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в муниципальной образовательной организации по месту жительства
  4. Комплектование муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих предоставление основного общего образования.

Система планирования и организации деятельности Управления образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования

Планирование является одной из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения.  Система планирования представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых Управлением и ее структурными подразделениями с целью определения задач, текущих результатов деятельности, средств и способов их достижения в соответствии с целями Управления на основе анализа ситуации, прогнозных оценок ее развития, возможных ресурсов.

При организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в городском округе «Город Хабаровск» Управлением образования администрации города Хабаровска, в том числе Отделом общего образования существуют следующие уровни планирования:

  1. Муниципальная программа городского округа «Город Хабаровск» «Обеспечение качества и доступности образования в городском округе «Город Хабаровск» на 2014-2020 годы» [2];
  2. План работы Управления образования администрации города Хабаровска на 2019 г.;
  3. План работы структурных подразделений Управления.

К среднесрочному уровню планирования Управления образования города Хабаровска относится Муниципальная программы городского округа «Город Хабаровск» «Обеспечение качественного и общедоступного образования в городском округе «Город Хабаровск» на 2014-2020 годы [3].

К краткосрочному планированию Управления образования администрации города Хабаровска относятся годовые планы работы Управления на 2017, 2018 и 2019 год.

Все мероприятия за 2016 год выполнены в полном объеме, определены приоритетные направления деятельности управления на 2017 год:

  1. Сохранение достигнутого уровня результативности показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.
  2. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта на основной ступени общего образования.
  3. Обеспечение доступности услуг дошкольного образования для детей от 2 до 7 лет.

В соответствии с приоритетными направлениями разработаны мероприятия на 2017 год (таблица 1), каждое из них должно быть изложено с указанием конкретных исполнителей, сроков проведения

Таблица 1.

Мероприятия по организации предоставления бесплатного и общедоступного общего образования на 2017 год

Дата

Мероприятие

Ответственный

1

Июнь

Коллегия по профессиональному стандарту педагога

Асланян А. Л.

2

Ноябрь

Реализация ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях

Лалетина О. С.

3

Июнь-октябрь

Акция «Гарантии права на общее образование – каждому подростку»

Всеволодова И. Л.

4

Сентябрь-октябрь

Мониторинг качества образовательных программ

Смирнова А. А.

5

Ноябрь

Городская ярмарка учебных мест

Лалетина О. С.

 

Деятельность управления образования администрации города Хабаровска в 2017 году осуществлялась в соответствии с планом работы на 2017 год и была направлена на решение приоритетных направлений в деятельности органов управления образованием. Все мероприятия выполнены в полном объеме, определены приоритетные направления деятельности управления на 2018 год:

  1. Обеспечение безусловного выполнения индикаторов муниципальной программы «Обеспечение качества и доступности образования» на 2014-2020 годы;
  2. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта на основной ступени общего образования.

В соответствии с приоритетными направлениями разработаны мероприятия на 2019 год (таблица 2):

Таблица 2.

Мероприятия по организации предоставления бесплатного и общедоступного общего образования на 2018 год

Дата

Мероприятие

Ответственный

1

Март

Коллегия внедрению ФГОС для детей с ОВЗ

Матвеенкова Т. Б.

2

Январь

Анализ организации обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях

Савкин В. К.  

3

Декабрь

Анализ организации обучения по адаптивным программам

Лалетина О. С.

4

Май

Контроль за проведением ГИА

Савкин В. К.

5

Сентябрь

Контроль обеспеченности школ учебниками

Смирнова А. А.

 

Деятельность управления образования города Хабаровска в 2018 году осуществлялась в соответствии с планом работы и была направлена на решение основных задач муниципальной образовательной программы. Все мероприятия были выполнены в полном объеме. Определены приоритетные направления деятельности на 2019 год:

  1. Обновление инфраструктуры общеобразовательных учреждений;
  2. Продолжение формирования современных управленческих и организационных механизмов;
  3. Проведение масштабных городских мероприятий;
  4. Обеспечение выполнения целевых показателей муниципальных программ.

В соответствии с приоритетными направлениями разработаны мероприятия на 2019 год (таблица 3):

Таблица 3.

Мероприятия по организации предоставления бесплатного и общедоступного общего образования на 2019 год

Дата

Мероприятие

Ответственный

1

Март

Коллегия по современным системам мониторинга качества образования

Соболев А. Д.

Малеев П. С.

2

Апрель

Городской конкурс методического мастерства «Лучший педагог-наставник»

Асланян А. Л.

3

Март-Сентябрь

ГИА

Соболев А. Д.

4

Январь

Совещание по результатам проведения контрольно-ревизионных мероприятий по итогам 2019 года

Леонова Т. А.

5

Март

Подготовка учреждений к началу нового 2020-2021 учебного года

Писарев А. Ю.

 

Деятельность по организации предоставления бесплатного и общедоступного общего образования по основным общеобразовательным программам

В соответствии с Публичными отчетами Управления образования деятельность по организации предоставления основного общего образования характеризуется 7 основными показателями. Значения показателей за временной промежуток 2016-2018 год отражены в таблице 4.:

Таблица 4.

Показатели осуществления деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования

Показатель

2016

2017

2018

Охват детей средним общим образованием

100 %

100 %

100 %

Численность обучающихся в соответствии ФГОС

64 %

70 %

83,78 %

Обучающиеся, занимающиеся во вторую и третью смены

16,75 %

10 %

1,5 %

 

Удельный вес лиц, углубленно изучающий отдельные предметы

3 %

13 %

17 %

Удельный вес школ, имеющих доступ к интернету

64 %

82 %

100 %

Доля выпускников, успешно сдавших ЕГЭ

100 %

100 %

100 %

Темпы роста общеобразовательных организаций

98 %

99 %

100 %

 

В каждом из показателей наблюдается положительная динамика, это становится следствием того, что все запланированные мероприятия проводились в полном объеме. Каждый год осуществлялось порядка 120 мероприятий. В 2019 году прогнозировалось дальнейшее увеличение значений показателей программы

С 2016 года финансирование данной деятельности увеличивается, в соответствии с таблицей 5:

Таблица 5.

Объемы финансирования деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования

Год

2016

2017

2018

2019

Объем финансирования

6 383 478 тыс. руб.

7 247 429 тыс. руб.

7 891 173 тыс. руб.

8 793 889 тыс. руб.

 

Помимо вышеперечисленных показателей имеются дополнительные итоги деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам.

К 2018 году:

  1. Сеть муниципальных общеобразовательных учреждений представлена 30 % организаций повышенного статуса: 10 лицеев, 8 гимназий и 2 школы с углубленным изучением предметов;
  2. В 90 % образовательных учреждений организовано профильное обучение на старшей ступени;
  3. Функционируют школы - площадки инженерно-технической, естественнонаучной, информатизационно-цифровой, правовой, социально-гуманитарной направленности. На базе 7 школ созданы инновационные комплексы, реализующие сетевое взаимодействие "университет - школа" по востребованным специальностям;
  4. В два раза увеличилось количество авторских и модифицированных программ;
  5. На базе 11 образовательных учреждений работают муниципальные инновационные площадки, исследующие вопросы организации работы с одаренными детьми;
  6. Работает 56 школьных научных обществ, банк одаренных детей насчитывает более 9 тысяч учащихся, которых сопровождают более тысячи педагогов.
  7. Активно осуществляется развитие творческих и исследовательских способностей талантливых учащихся, их профориентации и закреплению в будущем на рабочих местах предприятий и организаций города.

Одним из основных направлений в деятельности по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования является развитие инклюзивного образования. При данном виде образования дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получать знания наравне с остальными детьми.

Новый стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в Хабаровске реализуется с 2016 года. Стартовыми площадками были выбраны школы: № 47, 68, 51 и «Успех». К 2018 году все школы Хабаровска (72) имеют возможность обучения детей с ОВЗ.  Создано 7 специализированных инклюзивных школ, способствующих социальной адаптации детей-инвалидов [4].

Во всех школах разработаны специальные программы. Также происходит комплектование школ пандусами, широкими дверными проёмами, поручнями и кнопками вызова персонала.

К 2018 году выросло количество детей с ОВЗ, посещающих школы с 1300 до 2126. Также, инклюзия есть в 17 учреждениях дополнительного образования.

Также с 2016 года проводится масштабная работа Управления образования по обеспечению школ специализированными кадрами. К 2018 году узкие специалисты, психологи, дефектологи, логопеды есть во всех образовательных учреждениях города.

Сопровождение ребят с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляют 134 учителя, 25 учителей-дефектологов и 119 психологов. Половина из них прошли специальную подготовку по организации работы с детьми ОВЗ, еще треть прошли предметные курсы повышения квалификации «Инклюзивное образование в условиях ФГОС» [5].

Для школьников с задержкой психического развития созданы специальные коррекционные классы со школьной программой, подстроенной под возможности учеников.

Таким образом, в Управления образования Администрации города Хабаровска существует система планирования. Она представляет собой взаимосвязанную совокупность документов планирования различных уровней. Система состоит как из документов долгосрочного планирования («Национальный проект развития образования»), среднесрочного (Государственная программа Хабаровского края «Развитие образования в Хабаровском крае» 2013-2024 гг.), так и краткосрочных (Годовой план работы Управления образования и годовой план работы Отдела общего образования). Система иерархична: документы краткосрочного планирования, составляются в соответствии со среднесрочными, а они с долгосрочными. Данная система планирования позволяет выполнять функцию по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в полном объёме.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Управления образования Администрации города Хабаровска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://edu.khabarovskadm.ru/
2. Об утверждении муниципальной программы городского округа «Го-род Хабаровск» «Обеспечение качества и доступности образования в город-ском округе «Город Хабаровск» на 2014-2020 годы»: постановление Адми-нистрации города Хабаровска от 28 октября 2013 г. № 4237 // Хабаровские вести. –  01.11.2013. –  № 169.
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства от 15 апреля 2014 г. № 295 // Собрание Законодательства РФ. –  2014. –  № 40. – Ст. 2387.
4. О государственной программе Хабаровского края «Развитие образо-вания в Хабаровском крае»: постановление Правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 г. № 177-пр // Собрание законодательства Хабаровско-го края. – 2012. –  № 6. –  Ст. 119.
5. Официальный информационный портал «Будущее России Националь-ные проекты». [Электронный ресурс]. – Режим доступа. https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie