Международно-правовой статус Каспийского моря
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(160)
Международно-правовой статус Каспийского моря
Каспийское море является крупнейшим замкнутым водоёмом на Земле и классифицируется как самое большое бессточное озеро или море, расположенное на стыке Европы и Азии.
С XVIII в. и до 90-х годов Каспий являлся своеобразной зоной политических и экономических интересов России и Ирана, а его международно-правовой статус основывался исключительно на договорах, заключенных между ними.
Самым первым договором о статусе Каспия принято считать договор Петербургский договор между Россией и Персией, заключенный в 1723 году при Петре I, согласно которому к России отошли южное и западное побережья Каспийского моря.
Поражение Персии в войне с Россией в XIX в. окончилось подписанием Гюлистанского договора в 1813 году и сменившего его Туркманчайского договора в 1828 году, согласно которому России предоставлялось исключительное право иметь военный флот на Каспийском море.
На протяжении века Россия имела господство в регионе, а в 1921 году РСФСР и Персия заключили между собой договор в Москве, согласно которому все предыдущие достигнутые договоренности были отменены.
В день заключения договора между СССР и Ираном о торговле и мореплавании, подписанного в Тегеране 25 марта 1940 года, стороны вновь подтвердили, что Каспийское море рассматривается как советское и иранское и представляет для сторон исключительный интерес. [2, с. 115]
Однако, после распада СССР ситуация в Каспийском море радикально изменилась. По принципу правопреемства заявили о себе новые прибрежные государства, такие как Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.
Кроме того, о своих притязаниях на Каспий заявили США и ряд других европейский государств.
Думается, что большую роль в определении международно-правового статуса Каспийского региона в конечном итоге играет его географическое положение, а также исторические события, в ходе которых Россия занимала господствующее положение над ним.
В свою очередь, новые прикаспийские государства выражали свое несогласие с ранее заключенными российско-иранскими договорами, поскольку считали, что их положения ущемляют их права на использование бассейна моря.
Если обратиться к Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 года, то можно установить, что действующие международные договоры между Ираном и бывшим СССР все же сохраняли свою силу и распространяли свое действие на государства, являющихся правопреемниками СССР.
Это положение действует до тех пор, пока не будет заключено новое многостороннее соглашение относительно статуса региона. [1, ст. 34]
Тем не менее, предпринятые попытки как можно скорее решить вопрос о статусе Каспийского моря не увенчались успехом, так как позиции прибрежных стран значительно разнились.
Уже в 1994 году Азербайджан подписал с несколькими международными энергетическими компаниями договор о совместной разработке трех перспективных месторождений.
Поэтому российское руководство было вынуждено занять более гибкую и компромиссную позицию. С начала XXI в. были выработаны новые форматы взаимодействия в виде регулярно проводимых саммитов.
I Каспийский саммит был проведен на президентском уровне в 2002 году в Ашхабаде, по итогам которого странам не удалось согласовать проект совместной декларации. Тем не менее, этот саммит внес свою стабилизирующую ноту в отношения каспийской «пятерки».
II Каспийский саммит состоялся в 2007 году в Тегеране, главным достижением которого стало подписание совместной Декларации, в которой были отражены основные принципы взаимодействия на море, заключающиеся в равном доступе к его биологическим и минеральным ресурсам исключительно прибрежных государств.
Важным моментом саммита стала дискуссия относительно формирования пятисторонних механизмов для противодействия терроризму. Взаимодействие в этом направлении отвечало духу времени, так как в регионе активизировалась деятельность США и их союзников по НАТО по борьбе с терроризмом и планом «Каспийский страж», нацеленным на укрепление влияния альянса на море, обеспечивающим беспрепятственный доступ к его месторождениям.
Ожидаемо, что итогом III Каспийского саммита в 2010 году в Баку явилось подписание соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на море. [3, с. 2]
IV Каспийский саммит прошел в Астрахани в 2014 году, в ходе него было подписано политическое заявление, содержащее в себе базовые принципы деятельности «пятерки» на Каспии, а также зафиксирован запрет на присутствие в водоеме внерегиональных вооруженных сил. [4, с. 5]
Наконец, итогом заключительного V Каспийского саммита в Астане в 2018 году явилось подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая четко регламентирует вопросы необходимых разграничений, судоходства и рыболовства, фиксирует принципы военно-политического взаимодействия прибрежных стран.
Таким образом, распад СССР и претензии вновь образованных прикаспийских внес свои коррективы и вопрос о правовом статусе Каспийского региона. Благодаря гибкой политике российского руководства удалось урегулировать конфликты между сторонами и отстоять национальные интересы России.
Проведенные саммиты и достигнутые в ходе них договоренности имеют огромное значение для развития экономического и политического сотрудничества, а разработанная в ходе их проведения Конвенция является современным международным договором, устанавливающим международно-правовой статус Каспийского моря и учитывающим интересы всех стран Каспийского региона в целом.