Статья:

Причины девиантного поведения молодежи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Липатова К.В., Шумилов Д.А. Причины девиантного поведения молодежи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 25(161). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/161/96088 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины девиантного поведения молодежи

Липатова Ксения Владиславовна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Шумилов Даниил Алексеевич
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

Истоки причин проявления девиации у современного молодого поколения заключаются в особенностях его взаимодействия с миром вокруг и своим собственным, что представляет собой итог конкретного стечения обязательных и случайных факторов с момента рождения и в процессе социализации индивида.

Многие исследователи в качестве основных причин девиации у молодёжи выделяют: наследственность, обучение, общественную среду, воспитание  и личную активность индивида. Несмотря на то, что нет конкретной зависимости между негативным влиянием вышеуказанных факторов и характером поведения человека, они все в значительной мере влияют на членов общества.

Т.Р. Алихманова, Ю.А. Клейберг, А.В. Мисько выделяют лишь три основных фактора:

- Биологический, который содержит в себе особенности физиологической природы молодого человека;

- Психологический, в который включены особенности темперамента, характер;

- Социальный, заключающийся в характере взаимодействия молодежи с обществом, которое представляет большую устойчивую общественность с едиными условиями жизнедеятельности, местом проживания и культурой;

 Исходя из природы данных факторов, можно выделить следующие причины девиантного поведения у молодого населения:

1) конфликт между возрастающими  потребностями и законными и общепринятыми методами их удовлетворения; подростки и молодежь особенно остро ощущают этот конфликт, потому что желание скорее вступить в мир взрослых людей вступает в противоречие с низким социальным статусом молодежи.

2) репрессивные методы воспитания; многие ученые связывают истоки девиантного поведения молодежи именно с семьей, репрессивные методы воспитания мешают социализации подростка, он пытается найти поддержку за пределами семьи и ,порой, находит её в криминальных субкультурах; это является своеобразным протестом родительским методам воспитания;

3) отсутствие достаточного социального опыта, которое приводит к попытке преодоления сложностей вхождения в определённую социальную группу, прибегая к «раскрепощающим средствам»; к таким "раскрепощающим средствам" относят алкоголь, табак, наркотические вещества, в лице которых молодежь видит возможность, для удачной социализации, вероятно, вызвать признание в определенной социальной группе. Но молодой человек не всегда осознает, как "раскрепощающее средство" становится не условием вхождения в группу, а привычкой и даже зависимостью.

4) необходимость в социальном признании и самоутверждении, связанными с поиском «своего пути» во взрослом мире; поиск "своего пути" некоторые молодые люди связывают далеко не с выбором профессии, отдавая предпочтение насилию, наркотикам и иным формам девиантного поведения. Молодежь реализовывается и самоутверждается в негативных формах активности.

5) неравенство возможностей среди представителей различных социальных групп; к сожалению, в  современных российских реалиях слишком большой разрыв в процентном соотношении между богатыми и бедными, и молодой человек, ощущая эту пропасть, хочет иметь все то, что имеют и другие. Это толкает молодежь на совершение краж или поиска быстрых и доступных каналов обогащения.

6) статусное (а не только возрастное) неравенство между поколениями [1, с. 142].

Во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные, но и статусные различия. «Понятие "старшинства" имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие "младший" указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный статус» [2, с. 85].

Например, пренебрежительное отношение к студенческой молодежи, которая только окончила ВУЗ и не имеет опыта работы, соответственно вакантное место скорее отдадут более опытному и взрослому человеку.  Это неравенство шансов и возможностей толкает молодежь к девиантному поведению - пьянство, мелкие преступления и т.п.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что причины девиаций в молодежной среде во многом обусловлены отношениями в семье, в которой рос индивид, его окружением и тем, как протекал процесс социализации. Девиантное поведение молодежи основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах, между личностями и, наконец, внутри самой личности.

 

Список литературы:
1. Социология молодежи : учебник для вузов / Р. В. Леньков [и др.] ; под редакцией Р. В. Ленькова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 357 с.
2. Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М.Е. Поздняковой. — М.: Реглант, 2004. — 196 с.