АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(164)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(164)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы логистики, со стороны России. Проведен сравнительный анализ России и Зарубежных стран, и анализ проблем.
Предмет. Эффективность логистики как в международной, так и во внутренней торговле, занимает одно из важнейших мест в экономике, и конкурентоспособности той или иной страны. Логистика в настоящее время признается в качестве одного из основных столпов экономического развития.
Цели. Авторский анализ современных проблем в области логистики России. Поиск решений проблем.
Методология. В процессе исследования проблем использовались методы логического, статистического анализа.
Ключевые слова: логистика, проблемы, решения, анализ, логистические цепи, транспортная логистика.
Прежде всего, сам термин логистика в обороте нашей страны, начал активно использоваться с 90-х годов, потому что до этого времени, всеми задачами касаемыми логистики, занималось государство. Давно не секрет что наша страна имеет свой уникальный путь развития логистики, и полная интеграция мировой практики в нашу отечественную логистику заранее обречено провалом, поэтому в отношении этой проблемы, всегда находилось одно решение, опираться на отечественный опыт.
Многие логистические компаний России утверждают что достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. И единственным решением этой проблемы это интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента
Проблема складской логистики в России — непонимание руководством реальных проблем собственного предприятия (или их причин) и попытка внедрить стандартную «модную» информационную систему либо скопировать организацию склада другой компании. решение логистической проблемы — это всегда комплекс мер, включающих реорганизацию склада, логистики, внедрение системы управления складом, обучение персонала и т. п.
Наиболее эффективным подходом во всем мире считается проведение анализа проблем, текущих форм и алгоритмов работы и выработка целей изменений (часто за счет привлечения внешнего консалтинга). После этого определяются меры достижения целей и решения конкретных проблем. На российских предприятиях этому не уделяют внимания. В результате — разочарование, а также чрезмерные затраты, связанные с эксплуатацией складского хозяйства. Следует решать не «общие типичные проблемы», а насущные.
Существует такое понятие как Индекс эффективности логистики который предоставил в отчетах Всемирный Банк и складывается из критериев:
Эффективность пограничного и таможенного контроля
Международные перевозки
Качество торговой и транспортной инфраструктуры
Компетенция и качество логистических услуг
Возможность отслеживать груз
Своевременность.
На этих критериях возможно оценивать занимаемое место той или иной исследуемой страны.
В первую десятку рейтинга LPI, по данным Всемирного банка, входят логистические комплексы Германии, Швеции, Бельгии, Австрии, Японии, Нидерландов, Сингапура, Дании, Великобритании и Финляндии. Из стран бывшего СССР наивысшие позиции занимают Эстония (36-е место), Литва (54-е), Украина (66-е), Латвия (70-е) и Казахстан (71-е). Россия в свою очередь (75-е).
Касаемо инфраструктуры в Россия, так же не без проблем, очевидным решением проблемы инфраструктуры это развитие путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих основные, межрегиональные связи и формирование единого транспортного пространства.
Конкурентоспособность транспортной системы России на мировом рынке, так же не без проблем, и еще недавно для решения этой проблемы решались задачи по увеличению пропускной способности морских портов, увеличивалась конкурентоспособность транспортных коридоров, строительство скоростных дорог на условиях “Государственно частного партнерства”, обновление парка воздушных судов и развитие международных узлов аэропортов.
Таблица 1.
Сравнительная таблица грузооборота трех портов
Порт\Год |
2011 |
2012 |
2018 |
Роттердам |
433 млн.тонн |
441.5 млн.тонн |
469 млн.тонн |
Новороссийск |
116.1 млн.тонн |
117.4 млн.тонн |
154.9 млн.тонн |
Мурманск |
25.7 млн.тонн |
23.7 млн.тонн |
60.7 млн.тонн |
Таблица 2.
Грузооборот порта Новороссийск
На основании таблиц 1. И 2. Можно прийти к выводу что объем перевалки грузов в морских портах РФ серьезно увеличился по сравнению с предыдущими годами.
Таблица 3.
Первый маршрут – через Санкт-Петербург. Транспортировка осуществляется морем до порта Санкт-Петербург, далее железной дорогой или автомобилем. Это наиболее дешевый вид перевозки со степенью контейнеризации более 95% по этому маршруту выгодно везти груз на европейскую территорию РФ. Но на этом маршруте необходимо подстраиваться под расписание рейсов судов, Результат: Высокое качество, низкая цена, потери времени.
Второй маршрут- Через порт дальнего востока – идет 10% всех грузов из Китая в Россию. Груз идет морем в порты, далее железной дорогой Наиболее выгодно транспортировать продукцию из южных провинций Китая и Тайваня. Степень контейнеризации более 95% грузов, что обеспечивается высокую надежность доставки и сохранность груза. Результат: Быстро, качественно, но дорого.
Третий маршрут – Через Забайкальск – Маньчшоули – самый массовый на котором приходится более 50% всех грузов из Китая в РФ. Перевозки идут по железной дороге или автомобилем по Китаю, далее железной дорогой по России. По данному маршруту выгодно везти грузы из северных провинция Китая. Техническая оснащенность пункта перехода ниже средней: Недостаточно складских помещений, высокая изношенность путей, проблемы с переходом на другую колею, отсюда перегруз, недостача, повреждения товара. Контейнеризация низкая, менее 30%, единственное преимущество, быстрота.
Четвертый маршрут – Казахстан, Грузы идут по железной дороге из северных и центральных провинций Китая. Техническая оснащенность пунктов перехода низкая, равно как и контейнеризация. Но это один из самых быстрых способов доставки груза из Китая в Москву, результаты те же что и у третьего маршрута.
Задача Российского логистического оператора сводится к тому что нужно максимально снизить издержки и оптимизировать цепи поставок, исходя из приведенной таблицы четырех маршрутов можно придти к тому что проигрыш неизбежен хотя бы по одному из параметров.
Вывод
Стоит сказать что проблемы в Логистике всегда будут существовать, и появляться в ходе ее развития. Логистическая система в России еще развивается, и смотря на все изложенные недостатки и проблемы логистики можно заявить что их решение и совершенствование экономической системы, должны являться главной целью РФ.