Статья:

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Леонова А.А. ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 30(166). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97283 (дата обращения: 28.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Леонова Анна Андреевна
студент, Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

PROJECT MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Anna Leonova

Student, Non-state private educational institution of higher professional education «Moscow University for Industry and Finance «Synergy», Russia, Moscow

 

Аннотация. В настоящее время проектное управление в системе государственного и муниципального управления является эффективным инструментом, с помощью которого достигаются управленческие цели. Важным является проведение анализа преимуществ и недостатков проектного управления в органах государственной и муниципальной власти.

Abstract. Currently, project management in the system of state and municipal management is an effective tool with which management goals are achieved. It is important to analyze the advantages and disadvantages of project management in state and municipal authorities.

 

Ключевые слова: проект; проектная деятельность; проектное управление; государственное и муниципальное управление.

Keywords: project; project activity; project management; state and municipal management.

 

Актуальность статьи заключается в том, что в последние годы проектное управление зарекомендовало себя как эффективный инструмент достижения управленческих целей во многих сферах деятельности, в том числе в системе государственного и муниципального управления. При этом применение методологии управления проектами способствует проведению оценки проектного инструментария секторе государственной и муниципальной власти.

Сегодня существуют нормативно-правовые предпосылки для развития проектного менеджмента в органах государственной и муниципальной власти. Проектное управление как механизм процесса организации в органах государственной и муниципальной власти основывается на опыте практик и инструментов, используемых в рамках реализации бизнес-проектов [1, с. 71].

Проект — это временный (ограниченный конкретными сроками) комплекс мероприятий, реализуемый сформированной проектной командой в целях получения исключительного результата с применением ограниченных ресурсов (материальных, трудовых, финансовых). Отличительные черты проекта как инструмента маркетинга представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Особенности проекта как инструмента маркетинга [5, c. 22]

 

Яковлева Ю.И. отмечает, что «проектное управление (управление проектом) – это особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанная модель действий по достижению какой-либо конкретной цели» [6, с. 485].

Стоит уточнить, что в области государственного и муниципального управления проектный подход представляет собой инструмент улучшения процессов управления, повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных структур, целью которого выступает достижение конкретных уникальных результатов [2, с. 76].

Такие понятия и действия, как: прогнозирование, планирование, конструирование и реализация, – неразрывно связаны с проектом. Поэтому планирование любого проекта еще до его осуществления изначально отвечает на такие вопросы, как: продолжительность реализации проекта; стоимость осуществления проекта; совпадет ли конечный результат с запланированным в начале реализации проекта [4, с. 109]. Отмечается, что управление проектами – это и область научных знаний, позволяющая сформировать цели и организовать работу участников проектов для достижения намеченного результата, и применение знаний, навыков, методов и способов решений при реализации задач с целью достижения заявленных ожиданий участников проекта [5, с. 21].  

Необходимость комплексного внедрения проектного управления в органах государственной власти в РФ было официально зафиксировано 30 июня 2016 Указом № 306 «О Совете при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам», для реализации которого был сформирован специальный совещательный орган для разработки подходов к способам и формам решения значимых задач по основным направлениям стратегического развития государства [3, с. 22].

На сегодняшний день в целях обеспечения распространения методов проектного управления разработаны такие нормативно-правовые акты, как: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»; методические указания по разработке национальных проектов (программ) и методические указания по мониторингу и внесению изменений в национальные проекты (программы) и федеральные проекты; методические рекомендации по подготовке региональных проектов [3, с. 21]. Результатом каждого проекта должен стать качественный «продукт» или услуга для населения, для их реализации требуются качественные проекты. Реализация метода управления проектами в рамках государственных и муниципальных проектов осуществляется путем выполнения линейки проектов: национальный проект состоит из федеральных проектов, а они – из региональных проектов. В качестве примера можно привести национальный проект «Экология», в составе которого входят одиннадцать региональных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-го и 2-го класса опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов» и «Внедрение наилучших доступных технологий» [2, с. 80]. К преимуществам национальных проектов, отличающим их от других форм целевого финансирования, относятся: расширенные полномочия органа управления проектами, высокая степень политического контроля над расходами, публичность и персонализированная ответственность за реализацию [3, с. 23].

Важно отметить и существующие проблемы применения метода проектного управления в государственном и муниципальном секторе. По мнению специалистов сегодня развитие проектного управления характеризуется наличием следующих проблем: замещение ежегодных затрат федерального бюджета затратами в рамках национальных проектов; непрозрачность национальных проектов и сложность оценки влияния их реализации на экономический рост; несогласованность целей национальных проектов и реализуемых планов мероприятий; низкий уровень исполнения расходов, осуществляемых в рамках национальных проектов; отсутствие инструментария для оперативного контроля за реализацией национальных проектов [2, с. 81]. В настоящее время ряд муниципальных образований в РФ уже применяют на практике те или иные инструменты проектного управления. Некоторые из них внесли свой вклад в совершенствование методологии организации проектной деятельности в органах местного самоуправления. Однако, в основном государственные и муниципальные органы власти по-прежнему уделяют недостаточное внимание организации проектной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление проектами нашло свое применение в том числе и в сфере государственного и муниципального управления, в связи с актуализацией вопросов, связанных с поиском эффективности расходованиях бюджетных средств. За последние несколько лет в России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях была проведена методологическая, методическая, информационно-аналитическая работа в целях внедрения проектного менеджмента.

 

Список литературы:
1. Гегедюш Н.С. Проектное управление в органах власти: учебник и практикум для вузов / Н. С. Гегедюш [и др.]; ответственный редактор Н. С. Гегедюш. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 186 с.
2. Иваненко Л.В., Киселева О.Н. Применение метода управления проектами как инновация в государственном и муниципальном секторе // Вестник Самарского университета. 2021. Т. 12. № 1. С. 75-83.
3. Ковеченкова А.А. Управление проектами в сфере государственного и муниципального управления // В сборнике: экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 20-23.
4. Насипова С.Б. Возможности проектного управления профессиональной ответственностью государственного служащего // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1 (41). С. 108-117.
5. Салынская Т.В., Ясницкая А.А. Проектная деятельность: подготовка специалистов в сфере государственного и муниципального управления // Муниципальная академия. 2021. № 1. С. 20-25.
6. Яковлева Ю.И. Организация проектного управления в органах государственной власти // В сборнике: развитие современного общества: вызовы и возможности. Материалы XVII международной научной конференции, в 4 ч. Москва, 2021. С. 484-490.