СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)
СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
SYSTEM AND STRUCTURE OF THE EXECUTIVE BODIES OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ekaterina Firyulina
Master’s student, Institute of Civil Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Andrey Portnyagin
Scientific director, Cand. ist. Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State Municipal Administration, Institute of Civil Service and Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации, отмечается нестабильность системы органов исполнительной власти и предлагаются некоторые решения.
Abstract. In the article, the author examines the problems of organizing bodies and executive power at the level of subjects in the Russian Federation. The author analyzes the problem of instability of the system of organization of executive authorities.
Ключевые слова: органы исполнительной власти, система органов исполнительной власти, структура органов исполнительной власти, субъекты Российской Федерации.
Keywords: executive authorities, regional authorities, regional administration, constituent entities of the Russian Federation.
Исторически сложилось так, что вопросы, которые связаны с государством и государственной властью, вызывают в российском обществе повышенный интерес. Они актуальны и в современных условиях по той причине, что на них замыкаются непростые отношения парламентских и президентских структур, сложности федерализма и прочего.
Государственно-правовые институты постоянно совершенствуются на всей территории планеты.
Очевидно то, что такие формы тесно связаны с нашим обществом и присутствуют везде, где имеются хотя бы зачатки государственности. Происходит их развитие постоянно, но разными способами и темпами.
Государственно-правовые институты имеют основополагающее значение для конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. С помощью анализа их особенностей возможно разобраться в той или иной системе органов государственной власти, которые установлены конституцией соответствующего государства.
Современная структура органов исполнительной власти Российской Федерации подвергается существенным изменениям и трансформациям в последние три десятка лет.
Это объясняется тем, что различные элементы исполнительной власти находятся в постоянной динамике, пытаясь найти адекватный ответ на вызовы, с которыми сталкивается государство.
Разделение юрисдикции между Федерацией и субъектами Федерации определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 71-73). Конституция РФ, федеральные и иные соглашения между федеральным правительством и субъектами определяют разделение конкретных полномочий между ними.[1]
Структура исполнительной власти РФ делится на два уровня: 1) Федеральное правительство и 2) правительства и администрации субъектов Федерации. Следовательно, органы исполнительной власти могут быть федеральными и региональными.
Органам исполнительной власти предоставлены следующие виды юрисдикции (также известные как «компетенция»):
- общая юрисдикция: власть над всеми секторами экономики и государственного управления на данной территории, например, администрация субъекта РФ;
- секторальная юрисдикция: власть над сектором экономики или государственного управления, например, оборона, правосудие;
- межотраслевая («межведомственная») юрисдикция: полномочия по вопросам, затрагивающим ряд секторов экономики или государственного управления, например, охрана окружающей среды, стандартизация, государственная статистика;
- внутриотраслевая («внутриведомственная») юрисдикция: полномочия в отношении определенной функции в секторе экономики или государственного управления, например, Департамент лицензирования Минтранса;
- специальная юрисдикция: орган по осуществлению государственного контроля, правоприменения, выдачи разрешений, надзора и некоторых других функций, например, Агентство водопользования МПР.
Ниже приводится краткое описание типов органов исполнительной власти, которые формируются на уровне субъектов в России.
- Правительство - высший орган исполнительной власти с общим ведением в РФ, республиках РФ и отдельных субъектах Федерации.
- Министерство (Департамент) - это орган, который реализует государственную политику и управляет определенным сектором экономики или государственного управления, а также координирует участие других федеральных органов в этом секторе. Как правило, министерства обладают отраслевой юрисдикцией.
- Комитет - это субъектный орган с отраслевой или межотраслевой юрисдикцией, занимающийся отраслевым администрированием или межотраслевой координацией; также может быть органом внутриотраслевой юрисдикции в составе федерального органа исполнительной власти.
- Комиссия - это субъектный орган с межсекторальной юрисдикцией, занимающийся межотраслевой координацией и регулированием; также может быть органом внутриотраслевой юрисдикции в составе федерального органа исполнительной власти.
- Служба, агентство, надзорный орган - это органы, выполняющие специальные (исполнительные, надзорные, регулирующие, разрешительные и др.) функции в определенных сферах своей компетенции.
- Совет - это вспомогательный консультативный орган, который часто создается для предварительного рассмотрения важных вопросов и подготовки рекомендаций для принятия правительственных решений; может быть правительственным или межведомственным.
- Администрация - это орган исполнительной власти с общей юрисдикцией в административных единицах Федерации.
- Правление, Главное управление, Управление, Служба могут иметь отраслевую юрисдикцию (если это подразделения Правительства РФ, правительства или администрации других субъектов Федерации) или внутриотраслевую юрисдикцию (если они являются подразделениями министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти). Субъекты Федерации иногда создают службы, имеющие межотраслевую или особую юрисдикцию. Подведомственные ветви федеральных органов исполнительной власти часто называют головной администрацией, администрацией или службой.
- Инспекция - это орган, обладающий особой юрисдикцией и выполняющий надзорные, контрольные, разрешительные и другие специальные функции в одном или нескольких секторах экономики и государственного управления. Ключевая ответственность инспекций - обеспечение соблюдения нормативных требований в сфере их компетенции и предотвращение нарушений. Многие инспекции наделены правом вести административное производство и налагать административные санкции. Инспекции, как правило, являются подразделениями федеральных или подчиненных органов исполнительной власти [6].
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральный закон Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[2], конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации определяют юрисдикцию, принадлежность, цель, права и ответственность органов исполнительной власти.
Основы действующей системы и структуры федеральных органов исполнительной власти определены Указом Президента Российской Федерации от 2004 года с последующими изменениями и дополнениями[3].
Основные направления реформ исполнительной власти включают в себя следующие положения:
- выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества;
- строгое разделение функций и полномочий этих органов, как по "горизонтали", так и по "вертикали";
- определение форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с иными ветвями власти[5].
На протяжении всей истории формирования органов исполнительной власти в каждом из субъектов был сформирован свой подход к структуре органов исполнительной власти, однако общей тенденцией является тот факт, что постоянные реформирование и оптимизация государственного аппарата приводят лишь к необоснованному росту числа исполнительных органов и должностных лиц, несогласованности действий между ними, частичному дублированию функций.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Конституцией Российской Федерации закреплен принцип формирования исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации – это единство системы исполнительной власти и самостоятельность формирования субъектами органов государственной власти. В настоящее время для структуры исполнительной власти в субъектах федерации характерна достаточно высокая скорость преобразования, происходящая, несмотря на то, что внутри страны существует определенный уровень политической стабильности. Таким образом, одним из способов повышения качества реформ, снижения неоправданно высокой скорости изменений, обеспечения последовательного реформирования системы и структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является регулирование исполнительной власти на уровне законодательных, а не подзаконных актов. Это также привело бы к более эффективному функционированию механизма сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации.