Статья:

ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Крюковская Л.Е. ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/133019 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В КОНСТИТУЦИОННОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крюковская Лидия Евгеньевна
магистрант кафедры конституционного и международного права, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Обеспечение правопорядка на своей территории одна из основных задач любого государства. На сегодняшний день обеспечение правопорядка является одним из основных направлений деятельности некоторых органов публичной власти.

Стоит отметить, что состояние правопорядка является показателем эффективности правового регулирования, основу которого составляют нормативно-правовые акты, на основании которых органы публичной власти и осуществляют свою деятельность.

Стоит отметить, что в отечественной правовой науке «правопорядок» - это устойчивое положение общественных отношений, определяющее основное назначение правоохранительной функции государства, что дает возможность рассматривать его в качестве многообразного государственно-правового, политического и социального явления.

Безусловно, государство стремится поддерживать правопорядок на любом уровне, а для наиболее эффективного решения данной функции оно привлекает одноименные правоохранительные органы, прокуратуру и иные органы публичной власти.

Во-первых, важнейшей правовой основой обеспечения правопорядка является Конституция Российской Федерации (Основной Закон).

Данный нормативно-правовой акт содержит нормы, которые являются фундаментом конституционного строя государства, провозглашают Российскую Федерацию правовым государством [1].

Под правовым государством, в данном случае, понимается тот факт, что органы публичной власти, их должностные лица и граждане обязаны соблюдать действующее законодательство.

Во-вторых, Основной Закон закрепляет, что надзор за соблюдением российского законодательства, а также за реализацией прав и свобод человека и гражданина осуществляет прокуратура Российской Федерации. Кроме того, правовую основу деятельности прокуратуры по обеспечению правопорядка регламентирует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (далее ФЗ - № 2202-1). В частности, ФЗ - № 2202-1 устанавливает полномочия прокуратуры, взаимодействие и координация с другими органами публичной власти по вопросам борьбы с преступностью [3].

В-третьих, основное место в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка занимают правоохранительные органы, к которым относится полиция, а также Росгвардия.

Именно своевременные профессиональные мероприятия, осуществляемые данными специальными органами публичной власти, позволяют реализовывать конституционно-правовые положения, обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина, а также правопорядок в нашей стране.

Ключевое место полиции и Росгвардии в механизме обеспечения правопорядка связано со специфичностью правоохранительной деятельности, объемом полномочий, организационно-территориальной структурой.

Так, например, Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» закрепляет, что основными задачами Росгвардии является поддержание общественного порядка и общественной безопасности, а также реализация мер, направленных на пресечение совершения преступлений и правонарушений [4].

Стоит отметить, что Росгвардия осуществляет в целях обеспечения правопорядка проверки антитеррористической защищенности объектов.

Как правило, к таким объектам относятся образовательные учреждения, организации здравоохранения, муниципальные и государственные учреждения и т.д.

Также проведенный анализ Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ позволяет установить, что обеспечение правопорядка в общественных местах, а также в период избирательных кампаний, является одним из приоритетных направлений деятельности данных органов внутренних дел [2].

А.В. Безруков: «согласованная деятельность и конструктивное сотрудничество полиции с исполнительными органами публичной власти и избирательными комиссиями при проведении публичных манифестаций и избирательных кампаний соответственно способствует укреплению конституционного правопорядка и эффективной реализации полицией правоохранительной функции» [5].

Безусловно, в целях поддержания данного правопорядка на территории Российской Федерации рассматриваемые правоохранительные органы осуществляют взаимодействие между собой и иными органами публичной власти посредством обмена сведениями, организации совместных совещаний, мероприятий по обеспечению правопорядка, проведение совместных семинаров, конференций и т.д.

Как правило, такое взаимодействие осуществляется с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями.

Но вместе с тем, зачастую, действия в рамках комплексных мероприятий правоохранительных органов, принимаемых в целях обеспечения правопорядка разрознены, сотрудники работают не согласованно или дублируют одни и те же действия.

Думается, что данная проблема связана с тем, что в рамках взаимодействия, как между сами правоохранительными органами, так и с привлечением иных публичных органов, в первую очередь, с отсутствуют четко регламентированный порядок их взаимодействия по обеспечению правопорядка, а также недостаточным количеством проводимых мероприятий, направленных на совершенствование их взаимодействия.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что прокуратура, полиция и Росгвардия, являются основными органами публичной власти, реализующими функции государства в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка.

Именно от степени эффективности действий правоохранительных органов по обеспечению правопорядка во многом зависит состояние конституционного правопорядка на территории Российской Федерации, в том числе и результативность его обеспечения органами публичной власти в целом.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.11.2023).
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.11.2023)
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.11.2023).
4. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 (ред. от 17.07.2023) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 27.11.2023).
5. Безруков А.В. «Российская полиция в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка» // Российское право: образование, практика, наука. 2015. №4 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-politsiya-v-konstitutsionno-pravovom-mehanizme-obespecheniya-pravoporyadka (дата обращения: 27.11.2023).