Статья:

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ОДИН ИЗ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(166)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Уснич И.А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ОДИН ИЗ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 30(166). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/166/97538 (дата обращения: 26.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ОДИН ИЗ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРОЦЕССА ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Уснич Ирина Андреевна
студент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Жизнеспособность, возможность постоянно, а главное адекватно реагировать на внутренние и внешние дисбалансы все это определят эффективность различных экономических моделей. Таким образом показатели экономического потенциала и благосостояния населения – это те показатели, которые полным образом позволяют оценить эффективность модели. Каждая национальная экономика, вне зависимости от своей устойчивости имеет свой неповторимый жизненный цикл. Стабильный и динамический рост той или иной страны, могут занимать достаточно длительные периоды, которые при этом сопровождаются как ростом благосостояния, так и различными прогрессивными преобразованиями в экономической структуре. В различных странах экономические системы отличаются друг от друга. Рассмотрим некоторые из них.

Приведем пример модели, в которой роль государства в регулировании экономики является минимальным. В ней по сравнению с государственным сектором преобладает сфера рынка. Такая модель рыночной экономики является либеральной или американской. В Америке большая часть валового национального продукта, а это примерно 4/5 части обеспечивается рыночной системой, производство оставшейся 1/4 части производится под государственным контролем. Главной функцией государства в данной системе является обеспечение экономики страны нужным количеством денег, которые должны предотвращать возможную инфляцию. Другая функция государства – регулирование внешних факторов, представляющих собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Особая задача государства – производить управление нерыночным сектором национального хозяйства предоставляющий населению услуги, а также товары общественного пользования. В данном случае речь идет о таких сферах как здравоохранение, образование, обороне, государственном управлении, энергосистеме и сети коммуникаций, а также науке и т.п.. Таким образом можно говорить о том, что все американская система построена обогащении наиболее активной части населения, а также на системе поощрения предпринимательской активности. Что касается малообеспеченных групп, для них за счет пособий и частичных льгот создается более-менее оптимальный уровень жизни. Такая модель основывается на массовой ориентации на достижении личного успеха, а также на высоком уровне производительности труда.

Таким образом можно выделить основные черты характерные для американской модели:

  • Проведение макроэкономической политики, что ограничивает сферы государственного регулирования;
  • Максимальная свобода субъектов рынка;
  • Абсолютное преобладание частной собственности;
  • Небольшая доля государственного бюджета в ВВП;
  • Небольшая доля удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.

Далее рассмотрим японскую модель рыночной экономики. Данная модель сформировалась примерно с середины 19 века. До 19 века Япония была закрыта от внешнего рынка – вход для кораблей европейских государств в порты Японии был запрещен, а ближайшие соседи могли заходить в порты не более чем пару раз в год. Все это должно было способствовать сохранению национальной самобытности.  Но парадокс заключается в том, что последовавшее открытие Японии для мировой экономики было вызвано опасением как раз потерять ту самую свою самобытность. “Европеизация” Японии не спроста была выбрана как средство предотвращения колонизации, т.к. сами японцы видели опыт Юго-Восточной и Южной Азии, которые уже находились под влиянием крупных европейских держав.

Дальнейшее внедрение рыночных принципов функционирования экономики в совокупности с национальными особенностями страны привело к очень интересной смеси, которую некоторые авторы характеризуют как “ некапиталистическую рыночную экономику”. Деловая практика Японской экономики основывается на наборе непонятных правил и обязательств, при этом имея доминирующую частную собственность, а также частные корпорации. Также отличиями данной рыночной модели от “канонической” являются: ограниченность свободной конкуренции, рынок труда с пожизненным наймом рабочей силы, долгосрочные отношения между различными фирмами и т.п.

Несмотря ни на что на сегодняшний день японская экономика занимает ведущее место среди развитых стран, а также является лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не имея никакой ресурсной базы на территории Японии, почти полностью отсутствуют энергоемкие отрасли. Высокотехнологичные и наукоемкие секторы обрабатывающей промышленности развиваются достаточно быстро, а все благодаря активному внедрению ресурсно- и энергосберегающих технологий, а также использования производственных и непроизводственных процессов.

Но начиная со второй половины 20 века в японской экономике появляются серьёзные проблемы, для решения которых были использованы следующие ресурсы: реформа финансовых учреждений, приватизация полугосударственных компаний, реформация пенсионной системы и медицинского страхования, а также пересмотр антимонопольного законодательства.

Российская модель рыночной экономики. Наша модель создается более 30 лет, а реформы, которые направлены на преобразование планово-распределительной системы в рыночную многоукладную экономику, производятся с конца 20 века. За это время были произведены попытки решить проблемы изменения по социал-демократическому варианту, по модели “рыночного социализма”, в период с 1987 по 1990 год, а также пережит период праворадикальных преобразований по либерально-монетаристской модели, уже после 1991 года.

К важным изменениям со стороны формирования хозяйственного порядка можно отнести:

  • Преодоление тотального огосударствления экономики и монопольное положение государства в организации экономической жизни общества;
  • Конкуренция между предпринимателями в борьбе за рынок, за доступ к ресурсам, за покупателей;
  • Изменение структуры производства (подчинение структуре и объему платежеспособного спроса;
  • Многоукладное производство, при котором положение субъектов рынка (различных форм собственности) является равноправным;
  • Преобладание частной собственности;
  • Создание институтов инфраструктуры рынка, которые обслуживают взаимоотношения его субъектов.

Преобразование отношений собственности, либерализация хозяйственных отношений привели к изменению социальной структуры общества. В результате: класс наемных работников переместился в частный, появились негосударственный сектор хозяйства и класс предпринимателей. Экономические результаты проведенных реформ по либерально-монетаристской модели привели к целому ряду негативных последствий:

  • Потеря управляемости социальными процессами и хозяйством;
  • Спад производства;
  • Уменьшение реальных доходов большей части населения.

“Инвестиционные каникулы” в нашей стране длятся уже более 10 лет, это происходит за счет, так сказать, “проседания” ресурсов, запасов прочности и мощностей, которые были сформированы еще в дореформенное время. Но все-таки войти в устойчивый режим экономического роста, планомерно ориентируемых структурных сдвигов, масштабных инвестиций не получилось.

Все это привело к противоестественной ситуации: Россия, находясь в экономическом нокдауне, является финансовым донором для всего внешнего мира (имея в виду вывоз капитала и импорт валюты). Весь иностранный капитал направляется в большей своей части в важнейшие оборонные и ключевые гражданские промышленные предприятия, а также в топливно-сырьевые и перерабатывающие сырье отрасли. В результате из страны происходит интенсивный отток технологических, а также научно-технических знаний, которые имеют важное стратегически значение. При этом сама Россия получает далеко не новые (и уж во всяком случае не стратегически важные) технологии, которые могут использоваться в основном в отрасли распределения и производства товаров и услуг. В конце 80-х годов прошлого века была провозглашена политика адаптации промышленных предприятий к новым условиям, которая реализуется и по сей день. Открытость рынка, самоокупаемость и мировые цены – все это привело к тому, что условия для предприятий стали близки к критическим. Институционные переменны, которые связаны со сменой собственности вне зависимости от сферы хозяйства были признаны стратегическими национальными целями. Иначе говоря, произошла подмена понятий: несмотря на кризис экономики для ее улучшения используются не реформы, а либерализация. Это привело к тому, что вопросы руководства и управления хозяйством были отодвинуты на задний план, ни социальные программы, ни программы развития потребительского сектора не выполняются в должном объеме, ввиду сокращения платежеспособного спроса. Происходит продолжительное падение уровня и качества жизни основной массы населения.

Таким образом, к результатам либеральных реформ экономики можно отнести:

  • Уменьшение государственных финансовых ресурсов, что ограничивает возможности реализации наиболее перспективной промышленной политики, а также создает основу для роста государственного должна и дефицита бюджета:
  • Потеря позитивных ориентиров национальной промышленной политики (отсутствие такой политики);
  • Истощение экономики из-за оттока финансовых ресурсов за границу, который блокирует нормальный инвестиционный процесс страны.

Иначе говоря, кризис либеральной политики реформ, а также вызванный ею общий кризис экономики России при обрекают национальную промышленную политику на неэффективность практически во всех ее разновидностях.

Подводя итоги, можно сделать несколько выводов:

  • Все рассмотренные экономические системы, показывают, что в современном мире ни одна из стран не может развиваться в условиях самоизоляции. Т. к. они существуют не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Все страны связаны между собой с помощью экономических отношений, поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о ее приспособлении к новым условиям развития современного мира и необходимости изменения экономической системы. В стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем
  • Ни одна из экономических систем не существует в чистом, идеальном виде. Каждая система имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому главная мысль, заключается в том, что надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства

 

Список литературы:
1. Интернет проект «StudRef» [Электронный ресурс]. – URL: https://studref.com/.
2. Интернет проект «Nuru» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nuru.ru/.
3. Интернет проект «MegaBook» [Электронный ресурс]. – URL: https://megabook.ru/.