Статья:

ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(168)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Бешкурова Л.А., Нырова А.З., Шокуева О.А. ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 32(168). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/168/98064 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Бешкурова Лиана Альбертовна
магистрант, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, РФ, г. Нальчик
Нырова Алина Замировна
магистрант, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, РФ, г. Нальчик
Шокуева Оксана Алибековна
магистрант, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, РФ, г. Нальчик
Ногерова Марьям Татуевна
научный руководитель,

 

THE PROBLEM OF STRESS RESISTANCE OF STUDENTS DURING DISTANCE LEARNING

 

Liana Beshkurova

Master student, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Russia, Nalchik

Alina Nyrova

Master student, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Russia, Nalchik

Oksana Shokueva

Master student, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Russia, Nalchik

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема низкого уровня стрессоустойчивости студентов в период обучения в дистанционном формате. В контексте исследования дистанционная деятельность выступает как фактор обострения тех проблем, с которыми сталкиваются молодые студенты, только приступившие к обучению в ВУЗе. Научная новизна заключается в изучении нового стрессора, который влияет на деятельность студентов, т.к. в связи с разразившейся в конце 2019-начале 2020 годов пандемией коронавирусной инфекции, большинство учебных заведений во всем мире перешло на дистанционный/онлайн форматы обучения. В результате определено, что дистанционная учебная деятельность является достаточно серьёзным стрессовым фактором для большей части студентов.

Abstract. This article discusses the problem of the low level of stress resistance of students during the period of distance learning. In the context of the research, distance activity acts as a factor of exacerbation of the problems faced by young students who have just started their studies at a university. Scientific novelty lies in the study of a new stressor that affects the activities of students, because due to the coronavirus pandemic that broke out in late 2019 and early 2020, most educational institutions around the world have switched to distance / online learning formats. As a result, it was determined that distance learning activity is a rather serious stress factor for most of the students.

 

Ключевые слова: психология, биологическая обратная связь, стрессоустойчивость.

Keywords: psychology, biofeedback, stress resistance.

 

Одной из важных проблем в современном обществе является стресс. Для человека, который пребывает в систематическом и продолжительном психическом напряжении, характерно сильное негативное воздействие стресса на организм, вплоть до развития различных физиологических нарушений и дезорганизации его жизнедеятельности [2]. Разнообразные стрессоры сильно воздействуют на человека, включенного в быстро протекающие процессы современного социума. Среди таких процессов – ускорение темпа жизни, возрастающее количество поступающей информации, постоянные изменения социального окружения, ухудшение экологической составляющей и др. В наши дни человек постоянно подвержен нарастанию психической нагрузки, что негативно сказывается на нервной системе. На фоне нестабильной политической ситуации, экономических кризисов и падения уровня жизни в целом, появляется явная социальная напряженность. Современный человек практически постоянно живёт в состоянии постоянного стресса. В настоящее время проблема возникновения стрессовых ситуаций, появляющихся в нашей жизни, является не менее важной, в результате чего проявляется большой интерес в изучении данного феномена со стороны ученных и психологов. Учебному периоду в большей степени свойственны такие негативные переживания, как повышенная тревожность, беспокойство, агрессивность, снижение работоспособности и т.д. В связи с разразившейся в конце 2019-начале 2020 годов пандемией коронавирусной инфекции, большинство учебных заведений во всем мире перешло на дистанционный/онлайн форматы обучения. В течение весны 2020 года и большей части 2020 -2021 учебного года вузы России находились на дистанционном обучении, что наложило существенный отпечаток на личностную устойчивость и психическое здоровье. В связи с этим проблема повышения стрессоустойчивости студентов на современном этапе имеет особую значимость. Обучение в университете выступает актуальным стрессовым фактором для большей части студентов. Начиная с поступления в ВУЗ, стресс становится неотъемлемой частью студенческого быта и приводит к нарушениям поведенческой, когнитивной, мотивационной сфер деятельности [1]. По данным ВОЗ - примерно 45% всех заболеваний человека возникают как последствия длительного воздействия стресса, что подтверждает актуальность данной проблемы. На современном этапе развития психологии, актуальным является поиск возможности повышения стрессоустойчивости и разработка методов, которые способствуют повышению навыков психической устойчивости в образовательной среде. Психическую устойчивость личности можно рассматривать как комбинированное качество личности, синтез отдельных свойств и способностей [2]. Частным случаем психической устойчивости является стрессоустойчивость, представляющая собой способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий [3]. В современной психологии проблему стрессоутойчивости освещали такие ученые, как Т.Х. Холмс и Р.Х. Раге, Г. Селье, Р. Лазарус и др. Все студенты, в том или ином ввиду, сталкиваются со стрессом. Более того, ощущать незначительный стресс – это естественно для учебного процесса. Но многие студенты переживают сильный стресс, оказывающий негативное влияние не только на учебный процесс, но и на отношения с окружающими.

 

Список литературы:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании / И.А. Баева - СПб.: Союз. 2012. - 270 с.
2. Варданян Б.X. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян //Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы -М., –2015. – С.542-543.
3. Василевский Н.Н. Адаптивная тренировка, компенсация и коррекция патологически измененных функций / Н.Н. Василевский // Адаптивная саморегуляция функций – М., – 2017. – С. 274 - 306.