МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ
MODEL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF A PATRIOTIC POSITION OF THE CHILDREN FROM THE CHILDREN'S AID CENTER
Liliya Fazleeva
Student, Udmurt State University, Russia, Izhevsk
Alexander Baranov
Scientific supervisor, Udmurt State University, Russia, Izhevsk
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена требованиями федерального государственного стандарта, в котором заявлено одно из направлений развития – патриотическое воспитание. В ФГОС обозначена работа по формированию патриотической позиции. Над формированием патриотической позиции активно занимаются в условиях школы, но этого недостаточно. Во внеурочное время обучающиеся получают знания для формирования патриотической позиции из семьи. У воспитанников центра помощи детям, семья – это воспитатели, педагоги и все, кто их там окружает. Цель данной работы – рассмотреть возможные модели психолого – педагогического сопровождения по формированию патриотической позиции у воспитанников центра помощи детям. Суть психолого - педагогического сопровождения заключается во взаимодействии педагога - психолога с родителями, педагогами и воспитателями, в организации совместной модели работы, направленной на формирование патриотической позиции у воспитанников в центре помощи детям. В статье представлен опыт работы на базе КОГБУ для детей – сирот «ЦПД г. Сосновки Вятскополянского района» У.Р. по разработке модели психолого – педагогического сопровождения по формированию патриотической позиции у воспитанников центра помощи детям.
Abstract. The relevance of the article is conditioned by the requirements of the federal state standard, which states one of the directions of development - patriotic education. The Federal State Standard specifies the work on the formation of a patriotic position. The formation of a patriotic position is actively engaged in school, but it is not enough. Outside school hours, students receive knowledge for the formation of a patriotic position from the family. In pupils of the center of help to children, the family is educators, teachers and all those who surround them there. The purpose of this work is to consider possible models of psychological and pedagogical support for the formation of a patriotic position in the pupils of the center for children's help. The essence of psychological and pedagogical support is in the interaction of a teacher - psychologist with parents, teachers and educators, in the organization of a joint model of work aimed at the formation of a patriotic position in the pupils of the center for children's help. The article presents the experience of work on the basis of KOGBU for orphaned children “CPD of Sosnovka, Vyatskopolyansky district” U.R. on the development of a model of psychological and pedagogical support for the formation of a patriotic position in the pupils of the center for children.
Ключевые слова: патриотическая позиция, модель, психолого –педагогическое сопровождение, взаимодействие, воспитание.
Keywords: patriotic position, model, psychological and pedagogical support, interaction, education.
В настоящее время возрастает потребность в работе, направленной на формирование патриотической позиции у подрастающего поколения. В.И. Даль пишет, что «патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник» [7]. С.И. Ожегов в словаре русского языка пишет, что «патриотом называется человек, одушевленный патриотизмом. Патриотизм следует рассматривать, как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, быть готовым к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.» [5, с.809]
Одной из главных целей образовательного процесса является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций. В работах Ширшова В.Д, Зеленовой Н.Г, Осиповой Л.Е., а также Мусиной В.Е. это тоже отмечено. Так, например, Ширшов В.Д. пишет, что патриотические качества у детей формировали во все времена. Например, во времена Древней Руси, детей учили соблюдать долг перед землей русской, требовали соблюдать моральную чистоту, степенность и достоинство. Во все времена патриотизм был связан с подготовкой граждан к защите и укреплению своего государства [5, с.127]. Н.В. Снопко пишет, что патриотизм включает в себя патриотическое сознание, чувства, толерантность, патриотические убеждения, а также навыки патриотического поведения [3, с.156 ]
Обучающиеся, воспитывающиеся в условиях центра помощи детям отличаются от детей, воспитывающихся в семьях. Чаще всего они агрессивны, наблюдается снижение познавательной активности, недоверие к людям и миру, замкнутость, зависть, упрямство. Отсюда следует, что они нуждаются в дополнительной работе не только со стороны воспитателей, но и всех специалистов центра (дефектолог, логопед, психолог). Л.Г.Голубева пишет, что у детей, воспитывающихся вне семьи нарушается активность во взаимодействии со средой, им сложно общаться, у них наблюдается бедность эмоциональной привязанности [2, с.122]. Именно поэтому важно, чтобы в работе с детьми, воспитывающимися в условиях детского центра велась со специалистами сплоченно.
Цель данной статьи – рассмотреть модели психолого – педагогического сопровождения по формированию патриотической позиции у воспитанников в центре помощи детям.
Представление опыта работы. Среда, в которой воспитывается ребенок является одной из важных мест для формирования патриотической позиции. В школе и в центре все педагоги так или иначе включают в свою работу задания на формирование патриотической позиции. Но цели у каждого специалиста разные и от этого возможность сформировать патриотическую позицию становится ниже. Сам по себе патриотизм включает в себя несколько направлений (ценностное отношение к языку, к людям, традициям, история свое страны и своего народа и тд..), и важно, чтобы работа проводилась над каждым направлением. Именно поэтому важно, чтобы работа проводилась специалистами сообща.
Исходя из этого нами была разработана модель психолого – педагогического сопровождения формирования патриотической позиции у воспитанников центра помощи детям. Основа модели – это формирование патриотической позиции через совместное взаимодействие педагогов. Нами было выделено три модуля, которые основаны на четырех компонентах: когнитивный (уровень знаний по истории своей страны, своего народа, края), мотивационный (формирование потребностей и мотивов к познанию), эмоциональный (создание положительных переживаний, чувства гордости за свою страну), творческий (создание активной позиции, формирование желания создавать новое).
Модуль «Россия – наша страна» был направлен на знакомство с историей России, с ее территорией, открытиями и перспективами в будущем. Конечно же были включены и вопросы о здоровье будущего поколения. Всю основную работу по данному блоку проводил учитель истории. Были организованы классные часы, виртуальные путешествия, проводились различные дискуссии и просмотр исторических телепередач, фильмов.
Педагог – психолог и социальный педагог вели занятия по направлению «Моя семья». В данный цикл занятий были включены такие занятия, как «Моя родословная». В центре помощи детям педагоги старались помочь найти его родословную, составить древо. Это направление воспитанников заинтересовало. Для реализации данного проекта были подключены еще и воспитатели, которые связывались с родителями и выстраивали семейную цепочку, а именно были следующие ответы на вопросы: «Кем работали родители, бабушки, дедушки? Как пережили бабушки и дедушки годы ВОВ? Какие у них были таланты?». Проводили беседы с родителями, на которых они приносили фотографии и рассказывали многие моменты, которые их дети не знали. Воспринимали обучающиеся любую информацию с гордостью.
Кроме этого на базе детского центра помощи были проведены занятия – тренинги на которых разбирали что такое семейные традиции, какие они бывают. Как их можно организовать в своей семье. Проводили «Традиции большого дома: день именинника, масленица, день смеха, день братьев и сестер». Для девочек в кабинете домоводства проводились занятия по приготовлению еды, по правильной сервировке стола. Для мальчиков проводились занятия, направленные на понимание основных элементов работы в доме: как починить стул, что такое сантехника и как ее ремонтировать? Как сделать скворечник?». Для мальчиков проводили занятия педагоги по трудовому обучению.
Модуль «Моя малая Родина» заключался в том, чтобы воспитанники узнали больше о своей малой Родине, знали, что на их Родине тоже есть много известных людей, которые внесли вклад в ее развитие. В рамках данного модуля обучающиеся посещали музеи, проводились беседы с ветеранами ВОВ, так же проводились специальные занятия, на которых активно обсуждали памятники города (их историю возникновения). Таким образом, через модуль «Моя малая Родина» активно вели работу со знакомством с родным краем.
Итак, модель психолого – педагогического сопровождения формирования патриотической позиции у воспитанников центра помощи детям включает совместное взаимодействие родителей, а также таких педагогов, как психологов, воспитатель, логопед, учителя. Для определения эффективности разработанной модели психолого – педагогического сопровождения нами был проведен мониторинг, который включал в себя результаты наблюдения, совместного обсуждения педагогов.
Результаты работы в 2023- 2024 году:
- у педагогов появилось точное понимание того, за что отвечает каждый из них.
- каждое направление работы всех специалистов по формированию патриотической позиции выстроено так, что цели и задачи тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга.
- разработан маршрут работы каждого специалиста.
- воспитанники стали понимать, что такое патриотизм, что он в себя включает.
- воспитанники стали принимать активное участие в мероприятиях по патриотическому направлению.
- воспитанники стали проявлять интерес к занятиям по истории своей страны, родного края.
Таким образом, модель психолого – педагогического сопровождения по формированию патриотической позиции у воспитанников центра помощи детям, указывает на ее эффективность. Нами было отмечено, что при формировании патриотизма необходимо создавать живую, непринужденную атмосферу в виде бесед, дискуссий, чаепитий. При любом обсуждении необходимо воспитанникам показывать пример. Важно включать больше игровых методов на взаимодействие всех воспитанников в группе. Важную роль при формировании патриотической позиции занимают и такие формы, как экскурсии, флэшмобы, квесты. При сплоченной педагогической деятельности работа по формированию патриотической позиции наиболее продуктивна, так как педагоги вели тесное сотрудничество друг с другом, давали друг другу советы, делились наработками, организовывали социально – культурную среду воспитанников.