Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СРЕДИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ИЖЕВСК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(169)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Шарипова А.Р., Прокопьев М.В. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СРЕДИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ИЖЕВСК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 33(169). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/169/98672 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СРЕДИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ИЖЕВСК

Шарипова Алина Рафиловна
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Прокопьев Максим Витальевич
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Савельев Владимир Никифорович
научный руководитель, д-р. мед. наук, профессор, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты исследования 301 анкетированных среди взрослого населения г. Ижевска. Целью настоящего исследования является изучение социальной эффективности, зависимости удовлетворенности оказанием медицинской помощи населения от пола и возраста и материального состояния. Задачами служат анкетирование городского населения, определение наиболее вероятных причин неудовлетворенности качеством оказания медицинской помощи, оценка эффективности на основании статистических данных и факторной обусловленности уровня удовлетворённости.

 

Ключевые слова: социальная эффективность, удовлетворённость пациентов, качество услуг, здравоохранение, медицинская помощь.

 

Введение: Мониторинг и оценка социальной эффективности деятельности любой медицинской организации и поиск резервов ее повышения является основой для улучшения качества оказания медицинской помощи. По требованиям комитета ВОЗ, здравоохранение не может осуществлять необходимые задачи без учета удовлетворенности населения качеством оказания медицинских услуг, что подтверждается в трудах многих исследователей современности [1, с. 2].

Актуальность: Проблема повышения социальной эффективности медицинской помощи подтверждается ростом частоты случаев явного или скрытого недовольства пациентов оказанной услугой, конфликтами и подачами жалоб в различные инстанции, что оказывает значительный ущерб здравоохранению.

Материалы и методы: Объектом исследования является население города Ижевск в возрасте от 18 лет. Методом сбора информации является анкетирование.

Полученные результаты: Вопросы в анкете имеют определенный порядок, форму и содержание, ясное указание способов ответа. Анкетирование проводилось опрашиваемым самостоятельно (заочный опрос) и в присутствии анкетеров (очный, прямой опрос) [4, с. 87].

В анкетировании приняло участие 301 респондентов, которые по социальному статусу распределились следующим образом: служащие гос. учреждения – 20 (6,6%), негос. учреждения – 32 (10,68%), учащиеся (студенты) – 79 (26,28%), неработающие пенсионеры – 71 (23,62%), работающие пенсионеры – 38 (12,6%), временно неработающие – 27 (9%), ИП – 22 (7,3%).  По возрастной структуре основную долю опрошенных составили лица молодого и среднего возраста от 18 до 59 лет - 224 (74,4 %), 59 лет и старше – 77 (25,6%). Среди опрошенных преобладали респонденты женского пола – 178 (59,1 %), доля мужчин составила 40,9 % (123 чел.).

При исследовании социальной эффективности, ключевыми сыграли 3 вопроса: 1) «Трудно ли вам записаться к врачу?» (193 респондента отвечают «да» (64,1 %); 108 – «нет» (35,9%)); 2) «Довольны ли вы с беседой с врачом?» («да» - 209 (69,4%), «нет» - 92 (30,6%)); 3) «Удобен ли вам режим работы больницы?» («да» - 193 (64,1%); «нет» - 65 (21,6%); «затрудняюсь ответить» - 43 (14,3%)). Также 18 респондентов (6%) оценивают свое материальное положение как «очень хорошее», 65 опрошенных (21,6%) как «хорошее», 148 (49,2 %) – «среднее», 53 (17,6%) – «плохое», 17 (5,5 %) – «очень плохое».

По результатам исследования наибольшую тревогу в медицинском обслуживании у 78 анкетированных (25,9%) вызывает взимание платы за поликлиническую помощь, у 165 (54,8%) – длительное время ожидания приема у врача; 110 опрошенных (36,6%) жалуются на нетактичное отношение медицинского персонала, 67 (22,3) – ненадлежащее санитарное состояние больницы, 82 (27,2%) – увеличение числа платных услуг; 113 (37,5%) – высокую стоимость платных медицинских услуг в больнице. И у 28 анкетированных (9,3%) тревогу вызывает прошение медицинским персоналом «благодарности» в денежной или другой материальной форме.

Путем анализа и расчетов, определили, что общий коэффициент социальной эффективности определенной категории среди взрослого населения составляет: 0,6. Далее были рассчитаны коэффициенты довольных качеством оказания медицинской помощи по полу, возрасту и материальному состоянию: женщины – 0,33; мужчины – 0,23; коэффициент довольных респондентов молодого и среднего возраста (от 18 по 59 лет) составила 0,42; старого (от 59 лет и старше) – 0,14; оценивающих свое материальное положение как «хорошо» - 0,13, и «плохо» - 0,11.

Так как в данном исследовании соблюдаются все условия для применения коэффициента корреляции Пирсона, мы посчитали, что этот метод является наиболее подходящим для определения корреляционной зависимости между изучаемыми признаками. Так, корреляция по полу составила 0,96 (высокая корреляция), по возрасту – 0,94 (высокая) и по материальному состоянию – 0,54 (средняя). Это говорит нам о том, что пол и возраст играют первостепенное значение в уровне удовлетворённости пациентов медицинской помощью.

Вывод: Таким образом, коэффициент социальной эффективности составляет: 0,6, а работой системы здравоохранения довольны 59,3% опрошенных. Установлена высокая корреляционная связь социальной эффективности медицинской помощи от пола и возраста. Наиболее вероятными причинами неудовлетворенности качеством оказания медицинской помощи населения являются: длительное время ожидания приема у врача, нетактичное отношение медицинского персонала, высокая стоимость платных медицинских услуг. Факторная обусловленность социальной эффективности может помочь при разработке необходимых управленческих решений в здравоохранении для формирования процесса оказания медицинской помощи, ориентированного на интересы пациентов [2, с. 47]. Однако несмотря на то, что большая часть анкетированных довольны оказанием медицинской помощи, это не говорит о высоком уровне социального компонента эффективности здравоохранения. Важно сделать акцент на усовершенствовании и разработке новых подходов, основанных на мнении самих пациентов. Также немаловажно соблюдение медицинским персоналом принципов медицинской этики и деонтологии.

 

Список литературы:
1. Богма К.А. Процессно-ориентированный подход в повышении эффективности управления качеством медицинской помощи// Человек и общество. 2017. -№ 1 (2). -С. 28-31.
2. Вялков А.И., Сквирская Г.П., Сон И.М., Серёгина И.Ф. Оценка эффективности и качества оказания первичной медицинской помощи населению. Вестник Росздравнадзора. 2016; (5): 47-51.
3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд. – М.: Гэотар-Медиа, 2007. – 170 с.
4. Решетников, А.В. Проведение медико-социологического мониторинга: учебно-методическое пособие / А.В. Решетников, С.А. Ефименко. – М.: Гэотар-Медиа, 2007. – 87 с.