Статья:

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Шарипов Б.А., Аксенов С.Г. КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 34(170). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/170/99066 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРОЗИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Шарипов Булат Альбертович
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
д-р экон. наук, проф. Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. На сегодняшний день при разработке и проектировании САП (систем автоматического пожаротушения) известно несколько материалов, из которых производят трубопроводы для систем пожаротушения. Некоторые материалы имеют структуру более устойчивую к высоким температурам, но более подвержены коррозийному износу.

 

Предложенная для анализа проблема имеет колоссальное значение в структуре пожарной безопасности, это связано в первую очередь с ресурсом материалов, обеспечивающих безопасность жизни людей, а также с возрастанием требований к системам автоматического пожаротушения. Системы автоматического пожаротушения достаточно развиты, самыми эффективными являются системы, способные обнаружить пожар на ранней стадии и провести оперативную ликвидацию.  Помимо насосных станций, узлов управления и других составляющих САП, одной из важнейших составляющих является сеть трубопроводов.  

Существуют различные материалы для трубопроводов, например полипропиленовые трубы имеют более низкую цену, не подвержены коррозии и удобны для монтажа. В основном для систем автоматического пожаротушения используют металлические трубопроводы, но несмотря на устойчивость к высоким температурам они подвержены внутреннему возникновению коррозии, что существенно снижает скорость подачи воды к спринклерной или дренчерной сети оросителей.

В сетях трубопроводов САП к месту возникновения воспламенения поставляются: вода, аэрозоль, газ или пена, используемые для тушения.

Время образования коррозии внутри металлических трубопроводов зависит от нескольких факторов:

- наличия и структуры антикоррозийного покрытия внутри трубопровода;

- металла выбранного для использования в трубопроводе;

- перепада температур внутри и снаружи трубопровода;

- минерализация воды;  

СП 30.13330.2016 запрещает использование ПВХ, полипропиленовых, полиэтиленовых, металлопластиковых труб для противопожарных трубопроводов. Внутренняя коррозия труб в САП может привести к сквозному отверстию или разрыву трубы. 

 

Рисунок 1. Разновидности внутренней коррозии: сплошная равномерная, сплошная неравномерная, пятнами, язвенная, точечная, подповерхностная

 

Известно три основных метода мониторинга внутренней коррозии: гравиметрический метод, метод электрического сопротивления, ультразвуковой метод. Эффективность данных методов зависит от объектов и условий, иногда требуется комплексный подход, использование нескольких методов одновременно:

1. Гравиметрический метод используют на нефтяных трубопроводах, это связано с постоянным давлением внутри труб. Для определения образования коррозии данным методом, внутрь трубопровода помещают образец-свидетель, изготовленный из материала трубопровода, спустя определенный период времени образец извлекают и по изменению массы делают расчеты потери материала и скорости образования коррозии.

2. Метод электрического сопротивления схож с гравиметрическим методом, внутрь трубопровода внедряется чувствительный элемент - ER датчик, принцип работы построен на изменении электрического сопротивления на чувствительном элементе зонда. Зонд внедряется в испытуемую среду и спустя определенный период происходит уменьшение площади поперечного сечения чувствительного элемента, на основании изменения электрического сопротивления выводят    данные о скорости возникновения коррозии.

3. Ультразвуковой метод определения внутренней коррозии труб является одним из самых современных. Для измерения скорости образования коррозии используется способ регистрации отраженных импульсов, полученные отраженные сигналы обрабатываются в микропроцессорном устройстве и регистрируют толщину стенки трубопровода, с высокой точностью до 2,5 мкм, данный метод реализуем на трубах любого диаметра.

Из предложенных методов, самым технологичным и подходящим для определения скорости образования коррозии в трубопроводах системы автоматического пожаротушения является ультразвуковой метод.  На определенных объектах, существует вероятность невозможности внедрения чувствительного элемента или образца-свидетеля в сеть трубопроводов пожаротушения, следовательно использование гравиметрический метод и метод электрического сопротивления невозможно. Металлы, пригодные для сети трубопровода системы автоматического пожаротушения, подвержены процессу образования коррозии. Внутренняя коррозия может привести к выходу системы из строя, что ставит под угрозу жизни людей.

 

Список литературы:
1. Пожарная безопасность спортивных объектов [Электронный ресурс]: URL: http://secuteck.ru/articles2/firesec/pozharnaya-bezopasnost-sportivnyh-obektov-kompromissy-nedopustimy  (дата обращения: 4.02.2021)
2. Основы пожарной безопасности в спортивных учреждениях [Электронный ресурс]:  URL: https://revolution.allbest.ru/life/00313961_0.html (дата обращения: 4.02.2021) 
3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушат пожар // Современные проблемы безопасности (FireSafety 2020): теория и практика: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 146-151.
4. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020). Материалы II Международной научно-практической конференции. Уфа: РИК УГАТУ,  2020. С. 124-127.
5. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях // Проблема обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. С. 242-244.
6. Федеральный закон Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. №123-ФЗ.
7. Пожарная безопасность стадионов [Электронный ресурс]: URL: https://mosproject-eng.ru/pozharnaya-bezopasnost-stadionov.html  (дата обращения: 4.02.2021)