Статья:

ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Янзигитова Э.А., Сукманов Н.И., Абсатаров А.А. ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 35(171). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/171/99259 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫМОРОЧНОЕ ИМУЩЕСТВО

Янзигитова Эльвина Альфарисовна
студент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, РФ, г. Стерлитамак
Сукманов Никита Игоревич
студент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, РФ, г. Стерлитамак
Абсатаров Алмаз Айратович
студент Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, РФ, г. Стерлитамак
Сакаева Эльвира Зинуровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Стерлитамакского филиала БашГУ, РФ, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В представленной статье рассматривается понятие и сущность выморочного имущества в системе международных частноправовых отношениях. Исследуется правовой режим выморочного имущества, система правового регулирования и правовая природа перехода выморочного имущества. Исходя из этого необходимо проанализировать коллизионные и материально-правовые нормы национального законодательства и норм международного права, регулирующего данный институт.

Abstract. The presented article examines the concept and essence of escheat property in the system of international private law relations. The article examines the legal regime of escheat property, the system of legal regulation and the legal nature of the transfer of escheat property. Based on this, it is necessary to analyze the conflict of laws and substantive norms of national legislation and the norms of international law governing this institution.

 

Ключевые слова: имущество, выморочное имущество, международные частноправовые отношения, право собственности, наследование.

Keywords: property, escheat property, international private law relations, property right, inheritance.

 

Выморочное имущество представляет собой такой имущество, которое остаётся после смерти человека и при отсутствии наследников. Данной правовой институт на территории Российской Федерации регламентируется статьей 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, имущество может быть признано выморочным в тех случаях, когда у умершего человека не имеется наследников по закону и когда на такое имущество не было составлено завещание, либо оно было признано недействительным [4, с. 25].

На основании пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ данное имущество переходит в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации, на котором она находится. В отдельных государствах, в таких как Соединённые Штаты Америки, Австрия, Франция, предусмотрен другой порядок: данное имущество переходит в собственность государства по так называемому праву оккупации, иными словами, поскольку данное имущество не имеет собственника, оно должно переходить в государственную собственность. Выморочное имущество переходит в собственность государства в качестве бесхозяйного. Важно обозначить, что данное право государство не регламентируется нормами наследственного права, а базируется на прерогативе, публичном праве государства становиться собственником имущества, у которого не имеется хозяина. Отношения являются вещно-правовыми, а не наследственными.

М.М. Богуславский подчёркивает, что в настоящее время имеются различия в обосновании государственного права на такое имущество, что имеет большое значение в правоприменительной практике. Ученый приводит пример: гражданин Российской Федерации умирает на территории иностранного государства при отсутствии наследников. Если рассматривать государство как наследника, то собственность должна перейти к Российской стороне. Если же полагать, что данная собственности должна переходить по праву оккупации, то выморочное имущество подлежит передаче государству, на территории которого гражданин Российской Федерации умел и ставил своё имущество [2, с. 156].

Основополагающей целью правового регламентирования порядка наследования выморочного имущества является эффективное его использование, предотвращение рисков неправового его использования, присвоения третьими лицами, а также поддержание стабильного оборота, что отвечает критерию общественной пользы.

Необходимо рассмотреть коллизионное регулирование вопросов наследования данного имущества в отечественном законодательстве.

На основании статьи 1224 ГК РФ правоотношения в сфере установления права на наследование регламентируется законодательством той страны, где наследодатель проживал в последнее время. В отечественном законодательстве отсутствуют нормы, которые регламентируют коллизионные вопросы наследования государством.

На международном уровне вопросы наследования выморочного имущества регламентируются Минской конвенции 1993 года и Кишиневской конвенцией 2002 года. Так, на основании статьи 46 Минской конвенции «если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится» [3, с. 18].

Подобная норма также имеется и в Кишинёвской конвенции. Таким образом, рассматриваемые нами нормы являются коллекционными, поскольку на основании их регламентируются порядок распределения выморочного имущества между договорившимися странами, которые являются участниками данной Конвенции, а не отсылают конкретно к праву того или иного государства.

Итак, можно утверждать, что нормы Минской конвенции в системе правоотношений государств-участниц исключают действие коллизионных норм статьи 1224 Гражданского кодекса РФ, поскольку в данном международном акте применяется привязка к гражданству наследодателя, а не к последнему месту проживания, как в праве в Российской Федерации.

Как подчёркивает М.М. Богуславский, вопросы наследования выморочного имущества регулируются нормами договоров о правовой помощи, которые заключаются между странами. Так, в настоящее время Российская Федерация подписала такие договоры с Болгарией, Польшей, Чехией, Вьетнамом и прочими странами.

В Англии ещё в период ещё со времени Средневековья предусматривается концепция выморочности как бесхозного имущества. К Короне переходит всё имущество, собственники которого умерли, а наследников не имеется.

Подобные нормы распространены не только в странах общего права, но и на континенте. Так, французское законодательство предусматривает право государства обращаться в судебные органы с иском по вопросам введения в его собственность выморочного имущества.

Также имеется ещё одна концепция, на основании которой государство выступает в качестве одного из наследников. Так, законодательство отдельных стран регламентирует порядок приобретения имущества умершего при отсутствии наследников по завещанию, когда государство является наследником последней очереди. Данные нормы имеются в законодательстве Германии, Испании, Италии, Швеции, Швейцарии, Турции, а также России.

Таким образом, в настоящее время имеется две основные системы передачи выморочной собственности государству: переход к государству как бесхозное и по наследству. Внутренне оба подхода приводят к одинаковым юридическим результатам. Российская Федерация придерживается концепции правопреемника последнего порядка, что подтверждается формулировкой и доктриной, закрепленной в Гражданском кодексе Российской Федерации. Для наследования выморочного имущества действует общая норма коллизионного права со ст. 1224 ГК РФ. В национальном законодательстве нет специальной нормы на этот счет. На международном уровне различные положения закреплены в двусторонних соглашениях и Минской конвенции. В то же время предлагаемые этими актами правила нельзя назвать идеальными. Наиболее сложные споры возникают, когда юрисдикции сталкиваются с разными подходами к наследованию собственности. Таким образом, были выявлены две основные противоречивые ситуации: когда государство, на территории которого находится имущество, претендует на него, а государство, выступающее в качестве законного наследника, запрашивают имущество; когда государство А., придерживающееся концепции законного наследника, является юрисдикцией, в которой находятся активы умершего, и называет государство Б., последователя теории оккупации, последним наследником. Возникает ситуация, когда ни одно из государств не претендует на права.

Споры между государствами по поводу изъятой собственности редки, но тем не менее на практике имеют место.

Гаагская конвенция 1989 г. о праве, применимом к наследованию недвижимого имущества, предлагает решение, которое объединяет две концепции и защищает частные организации. Гаагская конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества (1989), устанавливает возможность выбора права по принципу наиболее тесной связи для регулирования отношений в сфере наследования недвижимого имущества. Оформление выбора права осуществляется посредством соответствующего заявления.

 

Список литературы:
1. Азаревич Е.А, Каганер Л.М. Выморочное имущество в международном частном праве // Юридическая наука. – 2021. – № 25. – С. 33-38.
2. Богуславский М.М. Международное частное право. – М.: Юрайт, 2015. – 654 с. 
3. Болотникова Л.С. Коллизионные проблемы регулирования наследования выморочного имущества в международном частном праве // Вопросы российской юстиции. – 2019. – № 18. – С. 18-33.
4. Киреева Ю.А., Иванова С.А. Соотношение правовых режимов выморочного и бесхозного имущества // Образование и право. – 2020. – № 65. – С. 25-37.