Незаконные действия (бездействие) и ненормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) как основания возникновения гражданско-правовой ответственности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Незаконные действия (бездействие) и ненормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) как основания возникновения гражданско-правовой ответственности
Аннотация. Незаконные действия (бездействие) и ненормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) могут служить основанием для последующего привлечения последних к гражданско-правовой ответственности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Данный институт служит обеспечением на законодательном уровне гарантий прав проверяемых хозяйствующих субъектов, эффективным методом соблюдения баланса интересов государства и бизнеса.
Ключевые слова: органы государственного контроля (надзора), гражданско-правовая ответственность, действия (бездействие), ненормативные правовые акты.
Оспаривание действий (бездействия) и ненормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора) в судебном порядке в настоящее время имеет особую важность и актуальность. С одной стороны, данный институт направлен как на защиту прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, так и гарантии обеспечения законности при осуществлении органами государственного власти полномочий по государственному контролю (надзору).
Что касается закрепления в законодательстве возникновения гражданско-правовой ответственности органов государственного контроля (надзора), в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) [1] закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Также, в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ [2] указано, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 г. N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновальчикова Ярослава Андреевича на нарушение его конституционных прав статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации" [3], реализуя требования статьи 53 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 46 (часть 1), федеральный законодатель закрепил в статье 1069 ГК Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
Обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного актами органов власти или их должностных лиц, по своей юридической природе представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда (статья 1064 ГК Российской Федерации). В частности, статья 1069 ГК Российской Федерации содержит норму об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Указанные нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания ответственности государства, носят общий характер и применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
Также, следует определить понятие гражданско-правовой ответственности органов государственного контроля (надзора) как неблагоприятные последствия, претерпеваемые государством, в виде установленных санкций, предусмотренных гражданско-правовыми нормами, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных законах, а также в соглашениях сторон, осуществляемые в рамках государственного принуждения и направленные на восстановление имущественного положения лица по договорным и внедоговорным обязательствам [4].
Актуальность обжалования действий (бездействия) и ненормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора) обусловлена прежде всего тем, что в случае признания действий либо актов государственных органов незаконными, дальнейшее привлечение к административной ответственности проверяемых субъектов невозможно.
Обратимся к судебной практике на примере споров, рассмотренных в Арбитражном суде Астраханской области. К примеру, согласно данным картотеки арбитражных дел за 2019 год в Арбитражный суд Астраханской области было подано 298 заявлений об оспаривании действий (бездействия) и ненормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора). В частности, данные споры касались актов и действий Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, Управления ФАС по Астраханской области, Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, Службы жилищного надзора по Астраханской области и иных органов государственной власти.
Также, стоит подчеркнуть следующее обстоятельство, вытекающее из анализа судебной практики по оспариванию действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора): даже в случае вынесения положительного судебного акта, которым удовлетворяются требования хозяйствующих субъектов о признании действий (бездействия) либо ненормативного правового акта органов государственного контроля (надзора), в последующем в исключительных и крайне редких случаях юридические лица обращаются в суд с требованием о привлечении органов власти к гражданско-правовой ответственности.
Не смотря на приведенное выше количество заявлений по оспариванию действий (бездействия) и ненормативных правовых актов органов государственной власти, в Арбитражном суде Астраханской области в 2019 году не подано ни одного иска о привлечении в какой-либо форме к гражданско-правовой ответственности органов государственной власти.
Также, необходимо учитывать, что при вынесении ненормативных правовых актов либо совершения действий органы государственного контроля (надзора) не принимают во внимание важные факты деятельности юридических лиц, к примеру, нахождение хозяйствующих субъектов в различных процедурах банкротства. В данном случае, органы государственного контроля (надзора) не учитывают, что в связи с введением различных процедур банкротства на предприятия распространяются ограничения и требований, установленные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ [5].
Не смотря на несущественное количество подачи заявлений хозяйствующих субъектов по привлечению к гражданско-правовой ответственности органов государственного контроля (надзора), данный институт служит обеспечением гарантий прав проверяемых хозяйствующих субъектов, и как следствие, эффективным методом соблюдения баланса интересов государства и бизнеса, и соответственно, имеет первостепенное значение для реализации принципов правового государства, изложенных в Конституции Российской Федерации.