ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БАРЬЕРНОГО БЕГА В СОДЕРЖАНИИ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(171)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БАРЬЕРНОГО БЕГА В СОДЕРЖАНИИ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
Известно, что эффективными средствами развития физических качеств являются циклические упражнения с элементами амортизации ударной нагрузки. По мнению И.С. Барчукова «среди многообразия легкоатлетических упражнений следует особо выделить бег с барьерами и рекомендовать использовать различные варианты гладкого бега, бега с препятствиями, барьерного бега и прыжков» [1, с. 52].
Отмечается, что барьерный бег способствует формированию свода стопы, правильной осанки, что в свою очередь обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы, кровообращения, соответствующее нормам функционирования внутренних органов [2, с. 18].
Проблемой научных исследований в области методики обучения легкоатлетическим упражнениям учащихся средних классов была и остается проблемой новых педагогических технологий, позволяющих повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями и усилить положительные эффекты, связанные с качественным обучением и улучшением их физических возможностей и приобретением жизненно важных двигательных умений и навыков [3, с. 16]. В связи с этим нами проведено исследование по теме «Эффективность использования элементов барьерного бега в содержании уроков по физической культуре в школе».
Среди различных видов подготовленности к жизнедеятельности, у человека первостепенное значение имеет физическая подготовленность, которая воплощается в достигнутом уровне работоспособности, в сформированных прикладных двигательных умениях и навыках. На основе этого мы сформулировали следующие задачи исследовательского поиска:
1. Провести анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Сформулировать комплекс упражнений с элементами барьерного бега для исследования на школьных уроках физической культуры в старших классах.
3. Экспериментально проверить эффективность внедрения данного комплекса в ходе учебного процесса юношей 11 класса.
Педагогический эксперимент проходил на базе МОУ СОШ № 1 с. Екатеринославка в период с сентября 2020 по май 2021 года. В эксперименте учувствовало две группы юношей: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек). Испытуемые контрольной группы занимались по 68 часовой Комплексной программе физического воспитания учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы. Экспериментальная группа занималась по той же программе, но освоение раздела легкой атлетики предполагало выполнение упражнений разработанного нами комплекса. Этот комплекс включал в себя упражнения содержащие элементы барьерного бега. Высота барьеров применявшихся во время эксперимента была равна 76 см, расстояние между барьерами 6 метров. Количество уроков физической культуры в контрольной и экспериментальной группах и их продолжительность были одинаковы. Упражнения комплекса выполнялись в начале основной части урока легкой атлетики и длительность их выполнения составляла 15 минут. Число упражнений комплекса осваиваемых на одном уроке составляло 6-8.
Результаты исследования были обработаны с помощью методов математической статистики, достоверность результатов определялась по t- критерию Стьюдента, при помощи которого мы отвечали на вопрос действительно ли включение нашего комплекса упражнений повлияло на большую развитость координационных (дифференцировочных) способностей [4, с. 53].
За время эксперимента у испытуемых экспериментальной группы было проведено 22 урока по легкой атлетике: 14 за счет часов обязательной (базовой) части программы (раздел легкой атлетики) и 8 за счет часов вариативной части (регионально-национальный компонент программы). В контрольной группе учебный процесс по физической культуре проводился по имеющемуся в школе годовому графику. При этом вариативная часть программы у них предполагала (8 часов) углубленное освоение навыков игры в баскетбол.
Отбор упражнений для данного комплекса проводился на основе анализа литературных источников. Отбор упражнений для комплекса проводился в ходе уроков по легкой атлетике организованных со старшеклассниками в течение учебного года, предшествовавшего основному эксперименту. При этом отбирались не только те упражнения, которые довольно легко выполнялись учащимися, но и те, которые требовали от них определенной сосредоточенности, внимания и напряженности [5, с. 16; 6, с. 22].
В ходе педагогического эксперимента использовался следующий комплекс упражнений барьерного бега для юношей 11 класса:
- Барьерный сед:
А) наклон вперед, в стороны, назад;
Б) круговые движения туловищем;
В) поднимание выпрямленной маховой ноги (8-10 раз, в каждом задании).
2. Барьерный сед со сменой ног с работой руками как при выполнении барьерного бега (8-10 раз, 2-3 серии).
3. Барьерный сед с поворотом на 180 0, без помощи рук [7].
4. Боковые круговые движения ногой, руками упираемся об опору: поочередно правой и левой ногой; (по 8-10 раз, 2 серии).
5. И.П. упор лежа. Махом ноги вперед между руками, садимся в барьерный сед (8-10 раз, 2-3 серии).
6. Имитация сбоку от барьера переноса маховой ноги (в беге трусцой):
А) в разных скоростных режимах;
Б) в заданном темпе (8-10 повторов в каждом задании, 2-3 серии).
7. Перенос маховой ноги через барьер:
А) в ходьбе;
Б) в беге трусцой (8-10 повторов в каждом задании, 2-3 серии).
8. Имитация преодоления барьера:
А) в разных скоростных режимах;
Б) с ускорением после имитации (6-8 повторов в каждом задании).
9. «Лезгинка». (3-4 раза, 60м).
10. Преодоление барьера с фиксированным положением рук:
А) руки в замке впереди;
Б) руки в замке на груди;
В) руки за спиной (8-10 раз в каждом задании).
11. Преодоление барьера поочередно левой и правой ногой:
А) в двухшаговом ритме;
Б) в четырехшаговом ритме (8-10 раз в каждом задании).
12. Бег с барьерами:
А) с семенящим бегом между барьерами;
Б) с высокого старта, ускоряясь, преодолевая только первый барьер;
В) в три шага, в максимальном скоростном режиме (6-8 повторений в каждом задании) [8, с. 91].
13. Перебегание гимнастических скамеек (1-3) в три шага между ними (8-10 преодолений, 2-3 серии).
14. «Атака» маховой ногой на стену, на препятствие (конь):
А) без наклона туловища;
Б) с наклоном туловища (8-10 раз в каждом задании).
15. Имитация переноса толчковой ноги:
А) без препятствия;
Б) с последующей постановкой вперед на возвышение;
В) через барьер, с последующей постановкой на гимнастическую стенку (по 8-10 раз в каждом задании).
16. «Переход» барьера (высокого) с опорой руками (8-10 раз, 2-3 серии).
17. Перешагивание барьера вперед и назад (8-10 раз, 2-3 серии).
18. Перенос толчковой ноги через барьер быстрыми непрерывными движениями (8-10 раз, 2-3 серии).
19. Преодоление барьера препятствия барьерным шагом:
А) с места;
Б) с 1-5 шагов (с ходьбы, с бега) (8-10 раз, 2-3 серии).
20. Отработка переноса толчковой ноги через препятствие скользящими движениями по верхней части барьера (10-12 раз, 2-3 серии).
21. В положении маховая нога на барьере, имитация работы рук (8-10 раз, 2-3 серии) [9, с. 35].
На протяжении экспериментального года учащиеся обеих групп помимо уроков физической культуры посещали секционные занятия, проводимые в школе по спортивным играм (волейбол, баскетбол). В числе задействованных в эксперименте старшеклассников не было тех, кто занимался легкой атлетикой, т.к. это могло нарушить чистоту исследования. При отборе школьников в группы участников исследования оценивались и показатели их роста, средняя величина которого в группах была достаточно близка к величине 178±2,1см.
На начало эксперимента, сентябрь 2020 г., мы протестировали юношей обучавшихся в двух 11 классах, включенных в состав экспериментальной и контрольной групп для определения первоначального уровня развития общих двигательных и дифференцировочных способностей. Результаты данного тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Показатели физической подготовленности юношей старшеклассников на начало эксперимента
Показатели |
Группа |
Разница в ед.изм. |
Достоверность |
||
Контрольная х±m |
Экспериментальная x±m |
t |
p |
||
Специальные: |
|||||
Челночный бег 3х10м, с |
8,4±0,04 |
8,3±0,04 |
0,1 |
1,78 |
>0,05 |
Прыжок в длину с места на заданное расстояние, количество раз |
3,5±0,21
|
3,7±0,23
|
0,2
|
0,64
|
>0,05
|
Барьерный бег 2х15м, с |
8,9±0,04 |
8,8±0,05 |
0,1 |
0,1 |
>0,05 |
Общеподготовительные: |
|||||
Прыжок в длину с места, см. |
186,4±1,42 |
188,4±1,64
|
2,0
|
0,92
|
>0,05
|
Наклон вперед с положения стоя (см) |
6,2±2,23
|
4,4±1,922
|
1,8
|
1,8
|
>0,05
|
6-минутный бег, м |
1122,4±4,42 |
1116,2±5,14 |
6,2 |
1,2 |
>0,05 |
Из таблицы 1 видно, что на начало эксперимента по уровню развития дифференцировочный, три первых теста в таблице, и общих двигательных способностей, экспериментальная и контрольная групп между собой достоверно не отличались.
Это послужило основанием для дальнейшего внедрения разработанного нами комплекса упражнений с элементами барьерного бега на уроках по физической культуре в экспериментальной группе, что в итоге позволило получить следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2.
Показатели физической подготовленности юношей старшеклассников после эксперимента
Показатели |
Группа |
Разница в ед.изм. |
Достоверность |
||
Контрольная x±m |
Экспериментальная x±m |
t |
p |
||
Специальные: |
|||||
Челночный бег 3х10м, с |
8,2±0,03 |
7,6±0,04 |
0,6 |
8,0 |
<0,05 |
Прыжок в длину с места на заданное расстояние, количество раз |
4,0±0,20
|
4,8±0,24
|
0,8
|
2,56
|
<0,05
|
Барьерный бег 2х15м, с |
8,6±0,05 |
8,0±0,04 |
0,6 |
9,37 |
<0,05 |
Общеподготовительные: |
|||||
Прыжок в длину с места, см. |
196,8±3,14 |
208,4±2,48 |
11,6 |
2,9 |
<0,05 |
Наклон вперед с положения стоя, см |
8,4±2,20 |
15,0±1,60 |
6,6 |
2,43 |
<0,05 |
6-минутный бег, м |
1320,6±3,48 |
1328±2,56 |
7,4 |
1,72 |
<0,05 |
Из таблицы 2 видно, что в экспериментальной группе значительно улучшились показатели отражающие уровень развития дифференцировочных способностей. Во всех трех тестах, характеризующих данные способности (челночный бег, прыжок на точность приземления, барьерный бег) испытуемые экспериментальной группы достоверно превосходили учащихся находившихся в контроле. При этом наибольшие итоговые межгрупповые различия наблюдались в прыжке на точность приземления, которые составили 20% (р<0,05). В среднем по данным тестам старшеклассники выполняющие на уроках комплекс предложенных упражнений превосходили своих сверстников на 11,4%.
Наличие отмеченных сдвигов было весьма закономерным, т.к. испытуемые контрольной группы подобные способности (дифференцировочные) целенаправленно у себя не развивали. Однако, здесь весьма интересным является то, что и в тестах, отражающих общую двигательную подготовленность старшеклассники экспериментального состава, достоверно превзошли своих сверстников в проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места) и особенно в проявлении гибкости. В последнем случае межгрупповая итоговая разница составила 78%. Межгрупповая итоговая разница в беге на выносливость (6-минутный бег) не было установлено, т.к. работа такой направленности в обеих группах была примерно одинаковой.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что предложенный нами комплекс позволил повысить уровень проявления дифференцировочных способностей, а его эффективность и достоверность подтверждена экспериментально. Проведенным исследованием мы подтвердили выдвигаемую гипотезу о том, что посредством использования упражнений с элементами барьерного бега можно обеспечить более качественно развитие отдельных составляющих координационных способностей.
Здесь следует отметить и то, что визуальное оценивание двигательных действий совершаемых старшеклассниками на заключительных уроках по легкой атлетике позволило установить следующее. Участники экспериментальной группы в большинстве своем отличались от остальных школьников большей выраженностью умений сочетать движения рук и ног как в разновидностях «гладкого» бега так и бега с препятствиями, они имели более точно представление о положении туловища и особенностях постановки стопы на грунт после очередной фазы опоры в беге, умели лучше соразмерять скорость и темп движений как отдельных беговых шагов, так и всего бега на определенную дистанцию, знали и умели выбирать способ наиболее целесообразного вида движений для решения различных двигательных задач в беге, включая и бег с препятствиями (барьерами).
Все сказанное является свидетельством более высокой качественности выполнения учениками техники беговых локомоций. Именно это подтверждает наличие у них более высокого уровня двигательной обученности, достижение которой и предполагает комплексная программа школьного физического воспитания. Здесь же надо иметь в виду и то, что школьные уроки легкой атлетики обладают наивысшей функциональной нагрузкой среди всех разделов программы. Поэтому легкую атлетику необходимо более широко включать в содержание вариативной части школьной программы по физической культуре.