ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
FORMS OF ORGANIZING LEARNING ACTIVITIES IN THE PRACTICE-ORIENTED APPROACH OF TEACHING PROGRAMMING
Nazerke Myrzakhmetova
Teacher of computer science, KSU "Lyceum No. 44 named after Oralkhan Bokey" of the education department in Ust-Kamenogorsk, East Kazakhstan region,
Undergraduate, NAO "East Kazakhstan University named after Sarsen Amanzholov", Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk
A. Kadyrova
cand. ped. Sciences, NAO "East Kazakhstan University named after Sarsen Amanzholov", Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk
S. Adikanova
Scientific director, PhD Doctor, NAO "East Kazakhstan University named after Sarsen Amanzholov", Kazakhstan, Ust-Kamenogorsk
Аннотация. В статье авторами дано описание заданий при практико-ориентированном подходе обучения программированию школьников. Технология обучения на основе использования электронных ресурсов сформирует мыслительные действия обучающихся, развивает их речь и память.
Abstract. In the article the authors describe the tasks with a practice-oriented approach to teaching programming to schoolchildren. The technology of learning based on the use of electronic resources forms the mental actions of students, develops their speech and memory.
Ключевые слова: многокомпонентные задания; практико-ориентированный подход обучения; цифровые технологии; программирование; электронные ресурсы обучения.
Keywords: multicomponent tasks; practice-oriented learning approach; digital technologies; programming; electronic learning resources.
Современное обучение обычно происходит по схеме, когда стратегия учения (знакомству с инструментами и процедурами, которые человек использует, чтобы научиться чему-либо) уделяется достаточно внимания. При отсутствии технологий обучения наблюдалось ухудшение успеваемости, падение интереса учащихся к учению, несформированность мыслительных действий, недостаточное развитие речи и памяти. Проблема обучения программированию в школьном образовании были поставлены в работах ученых (А.П. Ершов, Л.А. Робертсон, B.М. Монахов, A.A. Кузнецов, Н.Д. Угринович и др.). Есть исследования и учебные пособия, посвященные методике обучения программированию студентов-математиков (А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, О.В. Смирнова и др.) [1, 2]. В них рассмотрено содержание обучения, отбор математико-ориентированных задач, которые имеют практическую ценность, но недостаточны для полноценной методической системы обучения программированию в условиях изменений в образовании. Современное поколение школьников и студентов сейчас принято называть «сетевым» или «цифровым» поколением. Для него характерны использование цифровых технологий, постоянный доступ в Интернет с помощью компьютеров и мобильных устройств, которые могут ухудшает способности обучающихся к обобщению и систематизации. В процессе исследования нами были выявлена возможность повысить эффективность подготовки школьников в области программирования за счет потенциала инновационных технологий, реализация методики практико-ориентированного обучения программированию школьников на основе использования электронных ресурсов. Усвоением учащимися знаний по программированию считаем не пересказ ими изученного материала, а умение успешно составлять коды при решении задач, где всегда предусмотрено использование знаний в новых для учащихся связях [3]. Как показывает практика, чтобы избежать снижения мотивации мы организуем работу на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Процесс обучения решению задач начинаю с рассмотрения новых задач, имеющих единственный правильный ответ, который логически выводится из самих условий. Задачи такого рода имеют жёсткую структуру, их решение осуществляется путём использования определённых алгоритмов [4]. Для развития интеллектуальных умений учащихся разрабатываю многокомпонентные задания. Они состоят из совокупности заданий, каждое из которых направлено на развитие отдельных интеллектуальных умений, и отвечают следующим требованиям:
1) все задания, несмотря на отсутствие в них четкой логической связи, должны быть психологически объединены в некоторую целостность, характеризующуюся направленность на формирование аналитико-синтетической деятельности учащихся, так как именно эта деятельность необходима для определения значимости, сходства и различия объектов, их взаимосвязи и др., и на развитие познавательной деятельности учащихся разного уровня (от репродуктивного до творческого);
2) выполнение каждого задания должно быть основано на использовании единичных интеллектуальных умений или их совокупности;
3) выполнение многокомпонентного задания должно параллельно развивать интеллектуальные умения и умения, специфичные информатики (характеризовать операторы алгоритма, выявлять признаки и условия выполнения алгоритма, составлять алгоритм решения уравнения и осуществлять расчеты по ним и др.), которые основаны на умениях сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;
4) при переходе от одного задания к другому необходимо резкое изменение либо хода мыслей учащихся на противоположный, либо вида деятельности, что позволяет им отказаться от стереотипов, находить новые способы действий;
5) в составе многокомпонентных заданий должны быть такие, выполнение которых направлено на развитие монологической речи учащихся в частности умений рассуждать, приводить доказательство, строить умозаключение.
Основой практико-ориентированного обучения программированию является практико-ориентированный учебный план, который предоставляет каждому учащемуся, в зависимости от способностей, выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по программированию, тем самым, создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту согласно своим индивидуальным способностям
Методическая система обучения школьников программированию на основе практико-ориентированного обучения способствует формированию ответственности школьников за собственные результаты обучения и продукты учебной деятельности.