Статья:

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Алешина Д.А. ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99604 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алешина Дарья Александровна
Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец
Смирнова Ольга Вениаминовна
научный руководитель, канд. филос. наук, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец

 

Данная исследовательская работа отражает актуальную проблему школьного образования, отраженную в высказывании Эммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Над тем, что такое образование и каким оно должно быть, люди размышляют на протяжении всей истории школы. Так как жизнь не стоит на месте, то и требования к школе постоянно меняются, поэтому знания, получаемые учениками, должны отвечать запросам общества, помогать им успешно реализовывать себя.

Цель исследования: выявление проблем современного школьного образования, связанных с умением учащихся мыслить. Для достижения ее было поставлено несколько задач: определить цели школьного образования на протяжении его исторического развития и на современном этапе; убедиться в актуальности проблемы школьного образования; провести эксперимент с выполнением школьниками заданий на выявление умения применять полученные знания в жизни.

Объектом исследования выступили ответы на задания  школьников – учеников 10 «Б» класса МАОУ «Образовательный центр №11» г. Череповца. Были применены следующие методы: интервьюирование и педагогический эксперимент.

Гипотезой стало предположение, что современные школьники не готовы в полной мере применять полученные знания и умения в жизни.

История школьного образования началась очень давно, и на каждом ее этапе школа выполняла свои задачи. Каким запросам отвечает современная школа? Готовит ли она детей к жизни, учит ли пользоваться полученными знаниями в конкретных ситуациях? Не секрет, что современная общественность считает, что «детей в школе не учат жить» [1].

О том, что школа должна  быть не только источником знания, задумались и в Российской академии наук. Так, в соответствии с решением Правительства РФ в 2012 году разработаны новые образовательные стандарты, которые призваны выполнить важные функции: стимулировать учащихся к получению образования; влиять на формирование их мировоззрения; учить применять в жизни знания и умения, полученные в школе; применять методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи; осваивать такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство [2].

Таким образом, новые образовательные стандарты призваны сделать процесс обучения максимально полезным для учащихся, должны помочь адаптироваться им в современном обществе.

Возвращаясь к высказыванию И. Канта, возник вопрос, как обстоит дело в современной школе. Лучшим ответом на этот вопрос стал эксперимент.  Учащимся 10 класса череповецкой школы было предложено  выполнить два задания, проверяющих способность ребят применить свои знания в жизни. 

Первой задачей было объяснить, что такое заявление, где пригодятся навыки написания этого документа и составить текст любого заявления. Второй задачей было проанализировать жизненную ситуацию – случай в кафе: Студенты первого курса Николай и Борис решили между лекциями отдохнуть и перекусить в пиццерии, находящейся недалеко от ВУЗа, потому что для студентов в будние дни там действует  скидка на пиццу 20% (нужно лишь предъявить студенческий билет). Юноши заказали пиццу «Фирменная» за 465 рублей и 2 молочных коктейля по 195 рублей. Так как у официанта заканчивалась смена, он настоял совершить оплату заранее.  У Бориса не оказалось студенческого билета, поэтому официант согласился сделать скидку только для Николая, который намеревался расплатиться за весь заказ. В чеке была обозначена следующая сумма: 810 рублей. Расплатившись с официантом, юноши приступили к обеду. Пицца оказалась вкусной, но, приступая ко второму кусочку, Борис обнаружил под слоем шампиньонов картофельную очистку (что, конечно же, не заявлено в меню). Подошел другой официант, извинившись, предложил вторую такую же пиццу с 50% скидкой. Так как юноши не насытились, то согласились с этим предложением. И доплатили 232 рубля 50 копеек.  Так Николай и Борис пообедали и вернулись на лекцию, решив  в следующий раз обедать дома. Ребятам нужно было оценить действия всех субъектов.

Прежде чем перейти к тому, как выполнили задания учащиеся 10 класса, отметим, что знания и умения, необходимые для этого, ребята уже получили. Так, официально-деловой стиль и его жанры (заявление, расписка), со слов учителя русского языка данной школы, изучаются с шестого класса, в десятом было организовано повторение по данной теме в начале года. Вычислительные операции (вычитание, сложение, вычисление процентов), которые необходимо было выполнить учащимся, доступны им также с основной школы. Права потребителя, затронутые в задаче № 2, рассматриваются в рамках курсов «Право» и «Права человека», предусмотренных социально-экономическим профилем обучения десятиклассников в данной школе.

Анализируя результаты выполнения первого задания, можно сделать вывод: учащиеся 10 класса в основном знают, что такое заявление, для чего нужно уметь его писать, в каких жизненных ситуациях применяется этот навык. Среди опрашиваемых есть ребята, которые могут с легкостью справиться с задачей грамотно написать заявление. Также есть те, кому необходимо еще раз обратиться к образцу заполнения этого документа, и, к сожалению, имеются учащиеся, которые не подозревают о существовании такой формы документа.

Анализируя выполнение десятиклассниками задания № 2, пришли к выводу о том, что учащиеся имеют представление о правах потребителей и готовы эти знания применять в жизни. К выполнению второго задания – оценке действий субъектов реальной ситуации – приступили 27 учеников (90%). Среди всех опрашиваемых нашлись ребята (7 человек – 23%), которые не усмотрели в ситуации, описанной в тексте, ничего противоречащего истине и не поставили под сомнение законность действий официанта. 20 учеников (67%) разбираются в вопросах потребительских прав и возмутились по поводу некоторых действий официантов. Из ответов ребят следует, что они сконцентрировали свое внимание на запоминающемся факте, но упустили из виду значительные детали. К сожалению, они не применили свои вычислительные навыки, получаемые на протяжении всего обучения в школе на уроках математики.

Таким образом, эксперимент, проведенный автором  в одной из череповецких школ, показал, что ребята не в полной мере применяют полученные знания и умения. Учащимся трудно решить жизненную проблему в комплексе. Они способны применить имеющиеся навыки в отдельном аспекте, не обращая внимания на другие сферы. Итак, гипотеза, сформулированная перед началом исследования, подтвердилась: современные школьники не готовы в полной мере применять полученные знания и умения в жизни.

     

Список литературы:
1. Как влияют знания, полученные в школе, на дальнейшую жизнь?// Большой вопрос.ru  http://www.bolshoyvopros.ru/questions/4267-kak-vlijajut-znanija-poluchennye-v-shkole-na-dalnejshuju-zhizn.html)
2. Цель образования. Цели современного образования. Процесс образования. // https://fb.ru/article/304369/tsel-obrazovaniya-tseli-sovremennogo-obrazovaniya-protsess-obrazovaniya