ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данная исследовательская работа отражает актуальную проблему школьного образования, отраженную в высказывании Эммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Над тем, что такое образование и каким оно должно быть, люди размышляют на протяжении всей истории школы. Так как жизнь не стоит на месте, то и требования к школе постоянно меняются, поэтому знания, получаемые учениками, должны отвечать запросам общества, помогать им успешно реализовывать себя.
Цель исследования: выявление проблем современного школьного образования, связанных с умением учащихся мыслить. Для достижения ее было поставлено несколько задач: определить цели школьного образования на протяжении его исторического развития и на современном этапе; убедиться в актуальности проблемы школьного образования; провести эксперимент с выполнением школьниками заданий на выявление умения применять полученные знания в жизни.
Объектом исследования выступили ответы на задания школьников – учеников 10 «Б» класса МАОУ «Образовательный центр №11» г. Череповца. Были применены следующие методы: интервьюирование и педагогический эксперимент.
Гипотезой стало предположение, что современные школьники не готовы в полной мере применять полученные знания и умения в жизни.
История школьного образования началась очень давно, и на каждом ее этапе школа выполняла свои задачи. Каким запросам отвечает современная школа? Готовит ли она детей к жизни, учит ли пользоваться полученными знаниями в конкретных ситуациях? Не секрет, что современная общественность считает, что «детей в школе не учат жить» [1].
О том, что школа должна быть не только источником знания, задумались и в Российской академии наук. Так, в соответствии с решением Правительства РФ в 2012 году разработаны новые образовательные стандарты, которые призваны выполнить важные функции: стимулировать учащихся к получению образования; влиять на формирование их мировоззрения; учить применять в жизни знания и умения, полученные в школе; применять методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи; осваивать такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство [2].
Таким образом, новые образовательные стандарты призваны сделать процесс обучения максимально полезным для учащихся, должны помочь адаптироваться им в современном обществе.
Возвращаясь к высказыванию И. Канта, возник вопрос, как обстоит дело в современной школе. Лучшим ответом на этот вопрос стал эксперимент. Учащимся 10 класса череповецкой школы было предложено выполнить два задания, проверяющих способность ребят применить свои знания в жизни.
Первой задачей было объяснить, что такое заявление, где пригодятся навыки написания этого документа и составить текст любого заявления. Второй задачей было проанализировать жизненную ситуацию – случай в кафе: Студенты первого курса Николай и Борис решили между лекциями отдохнуть и перекусить в пиццерии, находящейся недалеко от ВУЗа, потому что для студентов в будние дни там действует скидка на пиццу 20% (нужно лишь предъявить студенческий билет). Юноши заказали пиццу «Фирменная» за 465 рублей и 2 молочных коктейля по 195 рублей. Так как у официанта заканчивалась смена, он настоял совершить оплату заранее. У Бориса не оказалось студенческого билета, поэтому официант согласился сделать скидку только для Николая, который намеревался расплатиться за весь заказ. В чеке была обозначена следующая сумма: 810 рублей. Расплатившись с официантом, юноши приступили к обеду. Пицца оказалась вкусной, но, приступая ко второму кусочку, Борис обнаружил под слоем шампиньонов картофельную очистку (что, конечно же, не заявлено в меню). Подошел другой официант, извинившись, предложил вторую такую же пиццу с 50% скидкой. Так как юноши не насытились, то согласились с этим предложением. И доплатили 232 рубля 50 копеек. Так Николай и Борис пообедали и вернулись на лекцию, решив в следующий раз обедать дома. Ребятам нужно было оценить действия всех субъектов.
Прежде чем перейти к тому, как выполнили задания учащиеся 10 класса, отметим, что знания и умения, необходимые для этого, ребята уже получили. Так, официально-деловой стиль и его жанры (заявление, расписка), со слов учителя русского языка данной школы, изучаются с шестого класса, в десятом было организовано повторение по данной теме в начале года. Вычислительные операции (вычитание, сложение, вычисление процентов), которые необходимо было выполнить учащимся, доступны им также с основной школы. Права потребителя, затронутые в задаче № 2, рассматриваются в рамках курсов «Право» и «Права человека», предусмотренных социально-экономическим профилем обучения десятиклассников в данной школе.
Анализируя результаты выполнения первого задания, можно сделать вывод: учащиеся 10 класса в основном знают, что такое заявление, для чего нужно уметь его писать, в каких жизненных ситуациях применяется этот навык. Среди опрашиваемых есть ребята, которые могут с легкостью справиться с задачей грамотно написать заявление. Также есть те, кому необходимо еще раз обратиться к образцу заполнения этого документа, и, к сожалению, имеются учащиеся, которые не подозревают о существовании такой формы документа.
Анализируя выполнение десятиклассниками задания № 2, пришли к выводу о том, что учащиеся имеют представление о правах потребителей и готовы эти знания применять в жизни. К выполнению второго задания – оценке действий субъектов реальной ситуации – приступили 27 учеников (90%). Среди всех опрашиваемых нашлись ребята (7 человек – 23%), которые не усмотрели в ситуации, описанной в тексте, ничего противоречащего истине и не поставили под сомнение законность действий официанта. 20 учеников (67%) разбираются в вопросах потребительских прав и возмутились по поводу некоторых действий официантов. Из ответов ребят следует, что они сконцентрировали свое внимание на запоминающемся факте, но упустили из виду значительные детали. К сожалению, они не применили свои вычислительные навыки, получаемые на протяжении всего обучения в школе на уроках математики.
Таким образом, эксперимент, проведенный автором в одной из череповецких школ, показал, что ребята не в полной мере применяют полученные знания и умения. Учащимся трудно решить жизненную проблему в комплексе. Они способны применить имеющиеся навыки в отдельном аспекте, не обращая внимания на другие сферы. Итак, гипотеза, сформулированная перед началом исследования, подтвердилась: современные школьники не готовы в полной мере применять полученные знания и умения в жизни.