РЕФОРМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)
РЕФОРМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Аннотация. В данной работе представлен анализ реформ органов опеки и попечительства в Российской Федерации, проведённый анализ указывает на ряд проблем, с которыми сталкивается система опеки и попечительства Российской Федерации. Результат показал, реформы и политика органов опеки и попечительства направлена на решение широкого спектра государственных задач, но имеет внутренние противоречия и проблемы.
Ключевые слова: Органы опеки и попечительства, система социального обслуживания, реформы.
В настоящее время институт опеки и попечительства претерпевает различные изменения на законодательном уровне. Причиной реформ становятся проблемы, с которыми сталкиваются как исполнительные органы государственной власти, так и семьи, опекуны, попечители, усыновители, дети, оставшиеся без попечения родителей. Проблемы, с которыми сталкивается институт опеки и попечительства, можно разделить на два блока:
1) организационные проблемы, включающие дефицит квалифицированных кадров в данной сфере, недостаточное финансирование и/или его неверное распределение, неэффективное управление персоналом и т. д.;
2) неисполнение государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей по тем или иным причинам.
В мае 2018 г. Министерство образования и науки было расформировано, в результате чего были образованы два ведомства - Министерство просвещения РФ (в состав которого вошел отдел опеки и попечительства) и Министерство науки и высшего образования РФ.
Такое реформирование органов исполнительной власти предполагает более тщательную их работу в пределах своих ведомств, следовательно, деятельность, реализуемая в отношении кадровой и финансовой политики, должна дать положительные результаты, касающиеся первого блока вышеуказанных проблем. Второй указанный блок проблем связан с неисполнением государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей по различным причинам, в т. ч. из-за низкой квалификации.
Анализируя отчеты отдела опеки и попечительства Министерства просвещения РФ, необходимо обратить внимание на раздел 5 данных отчетов «Защита прав детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей», который отражает деятельность ведомства по вопросам оценки условий жизни детей, их психологического и физического здоровья, ограничения и лишения родителей родительских прав. В 2019 г. по сравнению с 2016 г. сократилась численность детей-сирот, так в 2016 г. их число составляло 65,5% от общей численности детей, родители которых лишены родительских прав, в 2019 г. - 61,8%. Ложноположительным можно считать результат показателя численности приемных родителей, с которыми досрочно расторгнуты договоры по инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей). При этом выросла численность детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или па-тронатных родителей, в 2016 г. данный показатель составлял 7%, в 2019 - 8%.
Таким образом, к актуальным проблемам института опеки и попечительства можно отнести:
- сложности с устройством детей под опеку;
- сокращение численности детей, возвращенных в семью;
- увеличение численности детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей
Усугубить вышеуказанные проблемы могут принятые в 2019 г. реформы в законодательстве. Так, усложнится устройство детей под опеку, поскольку согласно нововведениям в семье не может быть больше 3 несовершеннолетних как кровных, так и усыновленных (исключение составляют кровные братья и сестры, разделение которых недопустимо), следовательно, численность детей, находящихся в интернатных учреждениях, увеличится. Также на воспитание семья может принять только одного ребенка в год, пройдя при этом дополнительное психологическое тестирование.
Данные меры позволят органам опеки и попечительства тщательнее отбирать семьи, в которые будут переданы дети. Еще одной поправкой в действующее законодательство стало требование отсутствия у кандидата в опекуны таких инфекционных заболеваний как ВИЧ и гепатита С. Поправки в действующее законодательство, принятые государством направлены на решение не количественных (увеличение численности детей, переданных под опеку), а качественных проблем (сохранение психологического, физического здоровья детей, стабилизация общества).