Статья:

РЕФОРМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дьяконов Д.Р. РЕФОРМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99626 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕФОРМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Дьяконов Даниил Романович
cтудент, Ставропольский государственный медицинский университет, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В данной работе представлен анализ реформ органов опеки и попечительства в Российской Федерации, проведённый анализ указывает на ряд проблем, с которыми сталкивается система опеки и попечительства Российской Федерации. Результат показал, реформы и политика органов опеки и попечительства направлена на решение широкого спектра государственных задач, но имеет внутренние противоречия и проблемы.

 

Ключевые слова: Органы опеки и попечительства, система социального обслуживания, реформы.

 

В настоящее время институт опеки и попечительства претерпевает различные изменения на законодательном уровне. Причиной реформ становятся проблемы, с которыми сталкиваются как исполнительные органы государственной власти, так и семьи, опекуны, попечители, усыновители, дети, оставшиеся без попечения родителей. Проблемы, с которыми сталкивается институт опеки и попечительства, можно разделить на два блока:

1) организационные проблемы, включающие дефицит квалифицированных кадров в данной сфере, недостаточное финансирование и/или его неверное распределение, неэффективное управление персоналом и т. д.;

2) неисполнение государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей по тем или иным причинам.

В мае 2018 г. Министерство образования и науки было расформировано, в результате чего были образованы два ведомства - Министерство просвещения РФ (в состав которого вошел отдел опеки и попечительства) и Министерство науки и высшего образования РФ.

Такое реформирование органов исполнительной власти предполагает более тщательную их работу в пределах своих ведомств, следовательно, деятельность, реализуемая в отношении кадровой и финансовой политики, должна дать положительные результаты, касающиеся первого блока вышеуказанных проблем. Второй указанный блок проблем связан с неисполнением государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей по различным причинам, в т. ч. из-за низкой квалификации.

Анализируя отчеты отдела опеки и попечительства Министерства просвещения РФ, необходимо обратить внимание на раздел 5 данных отчетов «Защита прав детей в возрасте до 18 лет и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей», который отражает деятельность ведомства по вопросам оценки условий жизни детей, их психологического и физического здоровья, ограничения и лишения родителей родительских прав. В 2019 г. по сравнению с 2016 г. сократилась численность детей-сирот, так в 2016 г. их число составляло 65,5% от общей численности детей, родители которых лишены родительских прав, в 2019 г. - 61,8%. Ложноположительным можно считать результат показателя численности приемных родителей, с которыми досрочно расторгнуты договоры по инициативе органа опеки и попечительства по причине возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей). При этом выросла численность детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или па-тронатных родителей, в 2016 г. данный показатель составлял 7%, в 2019 - 8%.

Таким образом, к актуальным проблемам института опеки и попечительства можно отнести:

  • сложности с устройством детей под опеку;
  • сокращение численности детей, возвращенных в семью;
  • увеличение численности детей, здоровью которых был причинен вред по вине усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей

Усугубить вышеуказанные проблемы могут принятые в 2019 г. реформы в законодательстве. Так, усложнится устройство детей под опеку, поскольку согласно нововведениям в семье не может быть больше 3 несовершеннолетних как кровных, так и усыновленных (исключение составляют кровные братья и сестры, разделение которых недопустимо), следовательно, численность детей, находящихся в интернатных учреждениях, увеличится. Также на воспитание семья может принять только одного ребенка в год, пройдя при этом дополнительное психологическое тестирование.

Данные меры позволят органам опеки и попечительства тщательнее отбирать семьи, в которые будут переданы дети. Еще одной поправкой в действующее законодательство стало требование отсутствия у кандидата в опекуны таких инфекционных заболеваний как ВИЧ и гепатита С. Поправки в действующее законодательство, принятые государством направлены на решение не количественных (увеличение численности детей, переданных под опеку), а качественных проблем (сохранение психологического, физического здоровья детей, стабилизация общества).

 

Список литературы:
1. Бирюкова, С.С. Сиротство в России: основные тенденции и приоритеты государственной политики/С.С. Бирюкова, М.А. Варламова, О.В. Синявская//SPERO. - 2018. - № 18. - с. 61-68.
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)[Электронный ресурс] «Консультант плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения: 28.05.2021).
3. Об опеке и попечительстве. О государственном банке детей, оставшихся без попечения родителей. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: КноРус, 2016. - 251 c.
4. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессионально замещающая семья / В. Н. Ослон. М.: Генезис, 2016. - 368 с.