Статья:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Рябчикова Н.В. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99641 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Рябчикова Надежда Викторовна
магистрант, Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола
Карандаева Татьяна Аркадьевна
научный руководитель,

 

DEVELOPMENT OF SPEECH AND CREATIVE ABILITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS WITH THE HELP OF DECORATIVE AND APPLIED ARTS

 

Nadezhda Ryabchikova

Master's student, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования декоративно-прикладного искусства для развития творческих способностей детей с нарушениями речи. Охарактеризовано воздействие декоративно-прикладного искусства на личность ребенка, с нарушениями речи старшего дошкольного возраста. Отмечена роль декоративно-прикладного искусства в развитии не только устной и письменной речи старших дошкольников, но и в развитии творческих способностей детей, в развитии психических процессов, эмоционально–волевой сферы в развитии межличностных отношений. В статье, также показаны речи на занятиях декоративно-прикладным искусством. Показаны воспитательные возможностидекоративно-прикладного искусства:воспитание чувства прекрасного у детей, гармоничного сосуществования человека с природой; воспитание привычки к кропотливому труду, выраженному художественными средствами.

Abstract. The article discusses the possibilities of using decorative and applied art for the development of creative abilities of children with speech disorders. The influence of decorative and applied art on the personality of a child with speech disorders of older preschool age is characterized. The role of decorative and applied art in the development of not only oral and written speech of older preschoolers, but also in the development of creative abilities of children, in the development of mental processes, emotional and volitional sphere in the development of interpersonal relations is noted. The article also shows the methods of correctional work on the development of speech of older preschoolers with speech disorders in the classes of decorative and applied arts. The educational possibilities of decorative and applied art are shown: the education of a sense of beauty in children, the harmonious coexistence of man with nature; the education of the habit of painstaking work, expressed by artistic means.

 

Ключевые слова: творческие способности, творчество, декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, нарушения речи, дошкольный возраст.

Keywords: creative abilities, creativity, decorative and applied art, aesthetic education, speech disorders, preschool age.

 

В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении значительное внимание уделяется художественно-эстетическом воспитанию дошкольников.

В Законе «Об образовании» говорится, что одной из основных задач, которые стоят перед дошкольными образовательными организациями считается развитие интеллектуальных, физических, личностных, нравственных, эстетических качеств, а также формирование общей культуры дошкольника.

Детское творчество – один из благоприятных способов для ребенка проявить себя, раскрыть свое воображение и фантазию, а также получить от этого удовольствие. Именно в дошкольном возрасте формируются творческие качества личности ребенка. Не маловажным является и то, что развитие творческих способностей значительно влияет на развитие речи ребёнка в целом.

В настоящее время можно заметить значительноеувеличение количества детей с нарушениями речи. В большинстве случаев это связано с неблагоприятными социально-бытовыми условиями. Для таких детей характерны нарушения психических процессов, эмоционально-волевой сферы,  межличностных отношений, отсутствие интереса к творчеству.

«Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода» [2, с. 359]. Для развития речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи используются различные средства и методы, мы выбрали - декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство это такой  вид искусства, произведения которого, с одной стороны выполняютнекоторую практическую функцию, с другой стороны - воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Оноявляется так же средством развития личности дошкольника.Научные исследования и практика показывают, что декоративно-прикладное искусство положительно влияет на развитие ребенка и имеет свои особенности:

- благодаря декоративно-прикладному искусству у детей раскрывается чувство красоты и развивается художественный вкус;

- развиваются мышление, внимание, зрительная и образная память, воображение, фантазия, все это в свою очередь, влияет на развитие речи;

-у дошкольников развивается мелкая моторика пальцев рук;

- развиваются и совершенствуются мыслительные операции, развиваются умственные способности, умение контролировать и планировать свою деятельность;

-благодаря декоративно-прикладному искусству у детей развиваются умственные и творческие способности.

В коррекционной работе по развитию речи со старшими дошкольниками с нарушениями речи с использованием приемов, разработанных Т. С. Комаровой, Т. Я Шпикаловой, А. А. Гребовской, О. Б. Ишакова. Используя декоративно-прикладное  искусство у дошкольников при знакомстве с произведениями народного творчества у детей, расширяется словарный запас и навыки устной речи, появляются новые слова (матрёшка, свистулька, ладья, чашка, дымковская игрушка), и материал, из которого они изготовлены, а также и элементы росписи (глина, липа, розаны, бутон, гирлянды, завитки).

Радченко М. П. и Сизова Н. В. отмечают, что при изучении узора дети учатся сравнивать различные приемы исполнения: «на хохломских чашках травка огнем горит», «узор гжели похож на мрамор», «дымковская игрушка – похожа на сказку»  [1].Глядя на изделия мастеров, дети рассуждают о цвете, форме предмета, его назначении, а также об истории создания, что способствуют развитию связной речи. Все занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в подгруппах, так дети могут общаться друг с другом, а это непосредственно положительно влияет на развитие коммуникативных способностей детей. Занятия проходят в живой атмосфере, очень увлекательны. Интерес и увлеченность работой ослабляет и замедляет наступление утомления. После занятий оформляются выставочные работы, где дети также могут рассказать о своем рисунке, развивая связную речь.

Таким образом, можно заметить, что проведение занятий с детьми с нарушениями речи с помощью декоративно-прикладного искусства решает не только коррекционные задачи нарушений письменной и устной речи, а также формируют творческие способности детей, осуществляет эстетическое воспитание. А это, в свою очередь, развивает у дошкольников способности воспринимать красоту, оценивать результаты своего труда,а также выражать себя художественными средствами.

 

Список литературы:
1. Радченко М. П., Сизова Н. В. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников // Интерактивно образование, 2014. №56. 
2. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии.- М.: «Современное слово», 2001.-768 с.