Статья:

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, УГРОЖАЮЩЕМ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(172)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сичинава И.С. ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, УГРОЖАЮЩЕМ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 36(172). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/172/99714 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, УГРОЖАЮЩЕМ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ

Сичинава Илья Сергоевич
студент, Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Киров

 

THE LEGAL BASIS FOR MEASURES TO PROTECT THE POPULATION IN THE EVENT OF A CHANGE IN THE STATE OF ATMOSPHERIC AIR THAT THREATENS THE LIFE AND HEALTH OF PEOPLE

 

Ilya Sichinava

Student of Volga-Vyatka Institute (branch) of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Russia, Kirov

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос, связанный с особенностями правовой основы мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. Проанализировано федеральное законодательство, в том числе подзаконные акты. Рассмотрены процедура и порядок осуществления данных мероприятий.

Abstract. The article discusses the issue related to the peculiarities of the legal basis for measures to protect the population when the state of atmospheric air changes, threatening the life and health of people. Analyzed federal legislation, including by-laws. The procedure and order of implementation of these activities are considered.

 

Ключевые слова: экология, атмосфера, атмосферный воздух, экологическое право, защита населения.

Keywords: ecology, atmosphere, atmospheric air, environmental law, protection of the population.

 

Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека.

Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса.

Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.[1]

Отсюда возникает потребность в комплексе мероприятий, которые должны осуществляться при изменении атмосферного воздуха. Данный вопрос напрямую регулируется Федеральный законом "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ, а также различными подзаконными актами, в том числе постановлением Правительства РФ N 477 от 06.06.2013.[2]

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха», в городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления организуют работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе в периоды неблагоприятных метеорологических условиях, которые способствуют накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

Подготовка и передача соответствующих прогнозов определяется органами государственной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.[3]

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством РФ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Так, обращаясь к пункту 1 статьи 19 вышеуказанного закона, мы видим, что определяются государственные органы - органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на которые возлагается обязанность по организации работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городских и иных поселениях в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Под неблагоприятными метеорологическими условиями понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

В пункте 1 не называются конкретные виды работ, которые должны быть выполнены при неблагоприятных метеорологических условиях. Они в некоторой степени уточняются в последующих пунктах указанной статьи.

Следовательно, становится ясно, что основной целью пункта первого становится определение субъектов, на которые возлагаются обязанности по проведению некоторых мероприятий, в этом заключается первое отражение правового регулирования деятельности.

В пункте 2 статьи установлено общее требование о том, что порядок проведения указанных в п. 1 работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

С учетом важности анализа прогнозов неблагоприятных условиях требования по этому поводу регулируются рядом законов. В частности, в этом одна из задач государственного мониторинга окружающей среды, определенных в ст. 63.1 ФЗ "Об охране окружающей среды".[4]

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"[5] выпуск экстренной информации осуществляют только специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.

Исходя из анализа второго пункта, который регулирует процедуру и порядок, указанных в предыдущем пункте мероприятий, становится необходимым обратиться и к другим нормативным актам, составляющим правовую основу вопроса.

Так, пункт 3 статьи адресован юридическим лицам. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

Требования к указанным в пункте 3 мероприятиям регулируются подзаконными актами, а именно постановлениями правительства. Так, например, согласно тексту статьи: «Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории.» Правила разделения объектов на указанные категории содержатся в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".[6]

При этом по смыслу нормы, установленной в п. 3, от территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха не должно ожидать дополнительных указаний о реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха, ранее согласованных. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридическое лицо, имеющее источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязано приступить к реализации этих мероприятий.

В пункте 4 комментируемой статьи устанавливаются требования о действиях субъектов воздухоохранного законодательства в случае аварийного загрязнения атмосферного воздуха. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Требования этой нормы адресованы многим органам. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти (ст. 7).

В статье 11 названного Закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.[7]

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что правовую основу мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, составляет комплекс нормативных и подзаконные акты. Так, основную информацию по данному вопросу содержит федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», закон определяет субъектный состав уполномоченный организовывать вышеуказанные мероприятия, также регулируется процедура и порядок осуществления субъектами их деятельности по организации мероприятий по защите населения, определяется круг полномочий субъектов. Однако, правовое регулирование данного вопроса не исчерпывается только вышеуказанным законом. Определенные положения, необходимые для осуществления мероприятий по защите населения, конкретизируются в иных нормативных подзаконных актах.

Так, например, в статье 11 федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняются полномочия субъектов, обязанных проводить мероприятия по защите населения, а Постановление правительства «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» регулирует отнесение отдельных объектов к определенным категориям, некоторые из которых освобождают объекты от проведения мероприятий.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 г. № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», которое регулирует порядок использования упомянутых земель.» – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный
3. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный.
4. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный
5. Федеральный Закон "О гидрометеорологической службе" от 19.07.1998 N 113-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный
6. Постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный
7. Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс. – Текст: электронный