ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(173)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(173)
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ
THE LEGAL BASIS OF THE STATE REGISTER OF WASTE DISPOSAL FACILITIES
Andrey Guskov
Student of Volga-Vyatka Institute (branch) of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Russia, Kirov
Andrey Plyusnin
Supervisor, Candidate of Juridical Sciences Associate Professor, Associate Professor, Department of Labor and Business Law, Volgo-Vyatka Institute (branch) of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Russia, Kirov
Аннотация. В статье раскрываются правовые особенности ведения государственного реестра объектов размещения отходов, его правовая основа. Предметом исследования является совокупность законодательных актов Российской Федерации, регулирующих ведение государственного реестра объектов размещения отходов, охрану окружающей среды.
Abstract. The article reveals the legal features of maintaining the state register of waste disposal facilities, its legal basis. The subject of the study is a set of legislative acts of the Russian Federation regulating the maintenance of the state register of waste disposal facilities, environmental protection.
Ключевые слова: правовая основа, государственный реестр объектов размещения отходов, информационное обеспечение, информационные ресурсы, государственные отраслевые реестры, объекты размещения отходов, окружающая среда, охрана окружающей среды, негативное воздействие, отходы.
Keywords: legal basis, state register of waste disposal facilities, information support, information resources, state industry registers, waste disposal facilities, environment, environmental protection, negative impact, waste.
В процессе жизнедеятельности человека формируется огромнейшее количество отходов, представляющих исключительную опасность для окружающей среды. Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1]. Решение вопросов, связанных с защитой окружающей среды от загрязнения, потребовало принятия мер об упорядочивании всего технологического процесса начиная от планирования производство отходов и хранения до их утилизации. Так, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [2] имел своей целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья [8].
Для того, чтобы эффективно решать проблемы, связанные с предотвращением вредного воздействия на окружающую среду, необходимо создать информационное обеспечение и чёткую правовую основу. В основе государственного управления лежит информация, т.е. совокупность различных сведений, характеристик объектов, фактов, данных о соответствующих предметах, процессах, и прочее, которые собраны и систематизированы в удобную и эффективную для использования форму. Таким образом, можно констатировать факт о том, что управление всем государственным аппаратом строится на едином базисе - информационном обеспечении.
В систему информационного обеспечения государственного управления включены информационные ресурсы, а также организационное, программное, техническое, технологическое, правовое, кадровое и финансовое обеспечение. Системы информационного обеспечения предназначены для сбора, обработки, хранения и выдачи информации пользователям. С данной системой информационного обеспечения непрерывно взаимодействуют различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий ведут государственные отраслевые реестры, в которых собирается и актуализируется информация о различных отраслях народного хозяйства [3]. Положения о государственном реестре объектов размещения отходов утверждены приказом Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» [4]. Государственный реестр объектов размещения отходов ведётся Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, деятельность которой урегулирована постановлением Правительства «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370» [5]. Согласно п. 5.5(11) «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ведет государственный кадастр отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов, а также проводит работу по паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" [6]. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит сведения о назначении, виде, состоянии объекта размещения отходов, его фактическом месте нахождения, если объект расположен вне территории, принадлежащей хозяйствующему субъекту (например, арендуемой); при наличии и возможности – географические координаты места расположения объекта; его площадь; размер санитарно-защитной зоны, количество накопленных на нем отходов [4]. Стоит отметить, что выше упомянутый Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» под объектами размещения отходов понимает: «специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов» (ст.1) [2].
Государственный реестр объектов размещения отходов также содержит и положения, касающиеся случаев нахождения объекта размещения отходов на расстоянии менее 10 км до водного объекта (река, озеро и т.д., а также скважина питьевого водоснабжения), в данной ситуации должно указываться расстояние до водного объекта и его наименование. Кроме того, в реестр вносятся: наименование ближайшего к объекту населенного пункта и расстояние до него с указанием наименования района субъекта РФ, в котором расположен населенный пункт; категория потенциальной экологической опасности объекта размещения отходов. Учёту в реестре объектов размещения отходов подлежат: действующие объекты размещения отходов; объекты размещения отходов, временно не эксплуатируемые; выведенные из эксплуатации, нерекультивированные и рекультивированные объекты размещения отходов; несанкционированные объекты размещения отходов площадью более 10 квадратных метров. Не подлежат включению в региональный реестр объектов размещения отходов: специальные места размещения радиоактивных отходов; кладбища и скотомогильники.
Внесение информации об объекте размещения отходов осуществляют территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов. В Росприроднадзор вносится следующая информация о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в государственный реестр объектов размещения отходов (далее ГРОРО):
1) наименование объекта размещения отходов;
2) назначение объекта размещения отходов ("хранение отходов" либо "захоронение отходов") с указанием наименований основных видов размещаемых отходов и их кодов по Федеральному классификационному каталогу отходов (далее – ФККО);
3) местонахождение объекта размещения отходов - код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО) и наименование ближайшего населенного пункта;
4) сведения о наличии негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ("имеется" либо "отсутствует") на основании данных мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду;
5) предложение по порядковому номеру объекта размещения отходов по территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, эксплуатирующем объект размещения отходов.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
– рассматривает указанную информацию,
– присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО,
– принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в
ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц.
Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:
– получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;
– вступления в законную силу в установленном порядке Постановления по делу об административном правонарушении (сокрытие или искажение экологической информации) [7], о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.
Сборы за включение объектов размещения отходов в ГРОРО не взимаются. Росприроднадзор и его территориальные органы обеспечивают хранение информации об объектах размещения отходов, размещение на своих официальных сайтах в сети "Интернет" сведений об объектах размещения отходов, включенных в ГРОРО, и ежемесячное обновление указанной информации. Итак, учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, о том, что правовая основа государственного реестра объектов размещения отходов довольно обширна, так как затрагивает важнейшие экологические проблемы страны. Так, например, включение объектов размещения отходов в ГРОРО производится по правилам, указанным в Приказе Министерства природы РФ "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов"; положения федерального закона «Об отходах производства и потребления», устанавливающие важные правила, касающиеся объектов размещения отходов, а также содержащие норму-дефиницию (объекты размещения отходов), по своей сути являются детализацией норм другого, более общего природоохранного закона — Федерального закона «Об охране окружающей среды», который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [8]; приказ Минприроды России "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" содержит важные положения о ведении ГРОРО уполномоченными органами; и пр.. Предназначение государственного реестра объекта размещения отходов, заключающееся в наблюдении за такими объектами со стороны контролирующих органов, в предоставлении сведений относительно местонахождения и целевого назначения данных объектов, обуславливает необходимость его урегулирования обширным и чётким законодательным базисом, а также разработкой комплекса мероприятий, направленных на снижение уровня загрязнения окружающей среды.