Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕТ-ТЕРАПИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(173)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Курских О.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕТ-ТЕРАПИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 37(173). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/173/99970 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕТ-ТЕРАПИИ

Курских Ольга Михайловна
студент, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск
Пожидаева Екатерина Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Курская государственная сельскохозяйственная академия, РФ, г. Курск
Колеватова Анна Сергеевна
научный руководитель, Курская клиническая психиатрическая больница им. Св. великомученика и целителя Пантелеимона,

 

Пет-терапия (в России пет-терапия больше известна под названием зоотерапия или анималотерапия (от англ. Animal — животное))— метод лечения пациентов с помощью домашних животных. К сожалению, широкое распространение на сегодняшний день пет-терапия нашла в западных странах. В нашей стране этот вид лечения пока ещё не столь популярен. Поэтому единой общепринятой терминологии у пет-терапии пока нет.

Иппотерапия представляет собой систему лечебной верховой езды, подразумевающей реабилитацию физического и психологического состояния человека. Терапевтическим эффектом иппотерапии является активизация всего организма, как в физическом, так и в психологическом плане. Данный вид лечебной терапии рекомендуют при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, нарушениях мозгового кровообращения, рассеянном склерозе и потере органов чувств.

Действие иппотерапии подтверждается многими исследованиями. Впервые о лечебном действии иппотерапии упомянул Гиппократ более 6000 лет назад. В своих трудах он заметил, что всадники быстрее излечиваются от различных болезненных напастей, затронул притом в положительном ключе и психологические, и, собственно, физические последствия.

Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы лечебной физкультуры. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функций вегетативных систем

Иппотерапия воздействует на организм посредством двух основных факторов: психогенного и биомеханического. Психогенный фактор включает в себя такие функции, как реабилитационная, самореализации, общения, психофизиологическая. То есть, подразумевает под собой развитие своих возможностей, потенциала, снятие стресса, улучшение эмоционального состояния через взаимодействие с лошадью. Биомеханический фактор подразумевает развитие равновесия, новых рефлексов, координации и т.д.

Нейрофизиологическое воздействие колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного аппарата ребёнка сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Из чего следует стимуляция глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние высших отделов нервной системы. Активация высших отделов двигательного анализатора влечёт за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата. Отсюда идёт воздействие на патологические двигательные стереотипы. Физиологи определили, что роль ритмических движений заключается в их неспецифическом влиянии на кору головного мозга и подкорковые образования. Это особенно весомо при работе с отстающими детьми, поскольку основной причиной низких познавательных возможностей является слабость замыкательной функции коры головного мозга.

Для таких детей повторяющийся ритм, воспроизводимый лошадьми, служит опорой в выполнении двигательных заданий. Подобная организация оказывается источником счастья и радости для ребёнка, что помогает в развитии эмоциональной сферы.

Рассмотрим вариант лечения иппотерапией при церебральном параличе. Церебральный паралич представляет собой поражения опорно-двигательной системы, возникающие в следствии каких-либо травм головного мозга на ранних этапах развития ребенка или в утробе матери. Он сопровождается двигательными, речевыми и психическими отклонениями. Многие года зарубежные и отечественные учёные подбирали различные методы физической реабилитации данного заболевания, большая часть из которых построена на онтогенетической последовательности упражнений, соответствующей развитию движения ребёнка от самого рождения до момента обретения навыка ходьбы.

Самым результативным с точки зрения физической реабилитации является возрастной период 3-7 лет, когда опорно-двигательная система, окрепшая с учетом основного дефекта, а «неестественные» позы ещё есть возможность исправить.

Контрактуры при детском церебральном параличе не позволяют мышцам растягиваться, а это в свою очередь приводит к ухудшению координации и навыков, приобретённых раннее. Во избежание развития контрактур специалисты подбирают комплекс упражнений, при которых спастические мышцы не становятся малоподвижными и не закрепляются в патологическом положении. Также не допускается атрофия мышцы при их малом включении в деятельность.

Многие эксперименты позволяют полагать, что методики иппотерапии могут использоваться в коррекции нарушения состояния больного церебральным параличом. Эффективность подобных методик подтверждается достоверной поразительной динамикой физического и психологического развития и их координированности.

Для ребенка с подобным заболеванием первый этап иппотерапии начинается далеко не с верховой езды. Сначала его знакомят с лошадью на расстоянии, с целью наладить контакт, что уже оказывает терапевтическое воздействие. Затем используют приемы сближения ребёнка с лошадью через лёгкие касание, поглаживание, потом более уверенные. Через касания ребенок старается контролировать напряжение мышц рук, учится и мотивированному контролю над двигательным актом.

Постепенно ребенок овладевает простыми навыками общения с лошадью и начинает верить в свои силы, ощущать силу индивидуальности. Участие в иппотерапевтической команде расширяет его двигательное и эмоциональное пространство.

При церебральном параличе довольно часто обнаруживается дизартрия - дефект речедвигательного аппарата, отмечающийся парезом мышц, параличом и нарушением дыхания во время речи. В значительной мере это зависит от общего физического состояния ребёнка. Известно, что в исправлении такого дефекта немалую помощь оказывает ритмически организованные упражнения под музыку, которые могут также осуществляться в рамках проведения иппотерапии. Когда дети едут на лошади, они могут напевать песенки, читать стихи или щелкать языком в такт шага лошади.

Результаты проведённых исследований об эффективности иппотерапии в ДЦП предоставили И.Н Ионатамишвили с соавторами. Принимали участие 50 детей в возрасте от 3 до 14 лет. Основываясь на их наблюдениях, можно сделать вывод, что взаимодействия с лошадью помогают детям осмысливать свои движения, а на основании исследования метода М. В. Константинова, утверждают, что иппотерапия является не чем иным, как методом физического воспитания вне зависимости от развития физического состояния всадника.

Во многом верховая езда сказывается и на таких болезнях, как остеохондроз. Работа М. М. Рухадзе доказывает, что состояние больных после работы с лошадями оставило положительный эффект: произошли изменения при шейном, грудном и поясничном остеохондрозе. Упомянутый выше эксперимент позволил предположить, что лечебный эффект занятий на этих животных можно приравнять к комплексному лечению.

Значительные изменения замечены и при сколиозе. На динамику сколиотического процесса детей 9-11 лет повлияли занятия на лошадях. При сравнительном анализе результат проявился и в показателях силовой выносливости мышц тела.

Что касается сахарного диабета, иппотерапию применили и там. В процессе исследования с десяти детьми 8-14 лет (болеют СД от 2 до 8 лет), проходящих процесс иппотерапии, отметили тенденцию селекции. После реабилитации с помощью лошадей улучшалась координация движения, рождалась уверенность в себе, расширялись возможности двигательной системы, становились более свободными. 

Таким образом, иппотерапия становится все более популярным методом восстановления и реабилитации для детей и взрослых. Основываясь на анализе научных исследований по лечению больных с различной патологией с помощью иппотерапии, мы можем сделать о том, что данный метод имеет высокий терапевтический потенциал при различных заболеваниях.

 

Список литературы:
1. Байдуров Р.С., Амонов М.К.У. Иппотерапия как метод лечебной физической культуры (обзор литературы) [Электронный ресурс: file:///C:/Users/Fox/Downloads/ippoterapiya-kak-metod-lechebnoy-fizicheskoy-kultury-obzor-literatury.pdf ]
2. Иоффе С.Н. ИППОТЕРАПИЯ: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДИКИ. Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы. Минск, 11 – 13 апреля 2018 г.С.43-49.