Статья:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Струк А.В. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 38(174). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/174/100178 (дата обращения: 14.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Струк Алина Вячеславовна
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ», Волгоградский институт управления, РФ, г. Волгоград
Стрельникова В.В.
научный руководитель, канд. экон. наук, консультант отдела развития и поддержки малого и среднего предпринимательства комитета экономической политики и развития Волгоградской области, РФ, г. Волгоград

 

CHARACTERISTIC FEATURES AND PECULIARITIES OF MUNICIPAL ADMINISTRATION

 

Struk Alina Vyacheslavovna

Master's student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Russian academy of national economy and public administration under the president of the Russian Federation, Volgograd institute of management, Russia, Volgograd

V. Strelnikova

Supervisor, Candidate of Economics, Consultant of the Department of Development and Support of Small and Medium-sized Enterprises of the Committee for Economic Policy and Development of the Volgograd Region, Russia, Volgograd

 

Аннотация. в статье приведены результаты исследования анализа понятия, структуры и особенностей муниципального управления, а также субъектов и объектов муниципального управления.

Abstract. The article presents the results of a study of the analysis of the concept, structure and features of municipal government, as well as subjects and objects of municipal government.

 

Ключевые слова: муниципальное управление, муниципальное образование, муниципалитет, местное самоуправление.

Keywords: municipal administration, municipal formation, municipality, local self-government.

 

Актуальность исследования обусловлена следующими положениями. Муниципальное управление, в основе которого лежит система управления муниципальными делами и социальной сферой, выступает в качестве элемента всей системы государственного управления, которая оказывает воздействие на подчиненные структуры. По сути, при помощи муниципального управления реализуется исполнительная власть по вертикали. Актуальность темы возрастает по причине постоянно проводимых реформ системы государственного и муниципального управления в РФ.

Прежде чем, перейти к исследованию, определим понятие управление, которые рассматриваются, как действия распорядительного характера, обращенные на организацию деятельности сложных систем, такие действия способствуют поддержанию режима функционирования и его охрану.

В доктрине административного права отмечается объект, субъект и собственно состав управления [4, с. 505]:

- объект управления состоит из множества систем (граждане, события и т.д.);

- субъектами управления являются граждане: индивид, группа индивидов.

Составом управления определяются «правоотношения, которые образуются при осуществлении управления: влияние на объекты с использованием всякого рода действий на субъект за счет реальных методов.

В настоящее время известны типы возможного управления [5, с. 32]:

- управление технического направления;

- управление биологического направления;

- социальное, при котором происходит управление людьми.

Муниципальное управление является подвидом социального управления и осуществляется на местном уровне. Муниципальное управление реализуется муниципальными служащими, которые, кроме всего прочего, именуются бюрократами. Понятие «бюрократы» произошло от слова «бюрократия». В свою очередь, под «бюрократией», иначе именуемой «администрацией» понимается имеющая большие масштабы организация, сотрудниками которой являются профессиональные служащие, деятельность которых направление на реализацию политики лиц, принимающих различные управленческие решения.

В наиболее общем виде структура муниципального управления может быть представлена в виде схемы на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Структура системы муниципального управления [2, с. 27]

 

К субъектам муниципального управления относят:

- муниципальные органы;

- муниципальные должностные лица.

Объект муниципального управления – муниципальные образования. В Российской Федерации насчитывается 20 846 муниципальных образований [6, с. 24].

В системе муниципального управления в качестве объекта выступает территория муниципального образования, которая включает, в том числе инфраструктуру данной территориальной единицы, объекты муниципального имущества, средства местного бюджета, а также совокупность муниципальных предприятий, организаций и учреждений.

Отдельными специалистами в состав объектов управления включается также деятельность граждан и трудовых коллективов в процессе производства ими материальных благ и социальных условий жизни. Эти же объекты будет определять для себя органы местного самоуправления и при формировании стратегии развития муниципального образования.

В свою очередь перечень субъектов управления можно представить в виде схемы на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Субъекты системы муниципального управления [2, с. 34]

 

Стратегический подход к развитию муниципальным образованием должен связывать текущее состояние социально-экономической сферы муниципального образования, имеющийся ресурсный потенциал и перспективное состояние. Значительная часть внимания местных органов самоуправления уделяется решению текущих задач. В условиях ограниченности ресурсов данных подход в определенной степени является обоснованным. Однако без стратегического видения ситуации невозможно дальнейшее развитие, что предопределяет необходимость формирования стратегии развития отдельной территории.

Особое значение в процессе стратегического управления муниципальным образованием имеет постановка целей и задач развития территории. В качестве стратегической цели развития муниципального образования ставится, как правило, обеспечение эффективного функционирования социально-экономической сферы. Задачи стратегического развития уточняют и детализируют цель, исходя из особенностей каждого отдельного муниципального образования [3, с. 37].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Под системой муниципального управления понимается совокупность органов исполнительной власти, которые непременно связаны между собой и взаимодействуют в процессе управления социально-экономическими процессами, необходимыми для реализации положений прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).  Такое управление имеет собственную компетенцию в части разрешения важнейших вопросов местного значения с обязательным учетом особенностей конкретного муниципального образования, обеспечивается формирование его бюджета путем сбора налогов местного уровня, сборов. Кроме того, установлены компетенции в области управления муниципальной собственностью в разрезе актуального законодательства трех уровней: федерального, регионального и муниципального.

Муниципальное образование определяется наличием определенной территории со своими границами, в рамках данной территории свои полномочия осуществляют местные органы власти, которые распоряжаются муниципальной собственностью и несут ответственность за формирование и исполнение местного бюджета.

Муниципальное образование по отношению к внешним воздействиям сохраняет устойчивость и целостность своей структуры, которая зависит от того, насколько крепкими связями отличается его внутренняя среда. Еще одним моментом, предопределяющим целостность муниципального образования, выступает наличие связей с близлежащими населенными пунктами, размеры и конфигурация территории. Выделяют три ключевые подсистемы муниципального образования – это территория, население, проживающее на данной территории и экономика. Именно благодаря наличию данных подсистем, их внутреннему единству, муниципальное образование и определяется как единая социально-экономическая система.

Стратегия развития муниципального образования – это видение будущего состояния объекта управления, а также перспективы его развития исходя из имеющегося потенциала. Стратегический подход к развитию муниципальным образованием должен связывать текущее состояние социально-экономической сферы муниципального образования, имеющийся ресурсный потенциал и перспективное состояние. В качестве стратегической цели развития муниципального образования ставиться обеспечение эффективного функционирования социально-экономической сферы.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
2. Захаров Н.И. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.И. Захаров, В.Д. Попов, В.А. Есин. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 288с.
3. Идигова Л.М. Роль муниципальных образований в социально-экономическом развитии страны и регионов / Л.М. Идигова // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 6(60). - С. 36-37.
4. Протас А.А. Особенности правового регулирования территориальных основ местного самоуправления / А.А. Протас // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 3(42). - С. 504-506.
5. Резер Т.М. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / Т.М. Резер. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. - 100с.
6. Розар А.А. Обзор теоретических подходов к изучению муниципального управления / А.А. // РозарСтуденческий форум. -2021. - № 16-1 (152). - С. 23-24.