Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Новикова Е.Н. ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 7(230). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/230/123863 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Новикова Елена Николаевна
магистрант, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

В современных школьных программах поэзии Серебряного века отведено место только в курсе XI класса. Это происходит в соответствии с хронологическим принципом изучения литературы.

Что касается школьных программ для остальных классов, то здесь предлагается рассмотреть биографию и отдельные стихотворения поэтов Серебряного века. Причина – изучение определенного тематического раздела либо необходимость рассказать о данном периоде в циклическом варианте.

По сути, ни одна из существующих на сегодняшний день школьных программ не предусматривает систематической работы над эпохой Серебряного века. Сведения о поэзии рубежа веков, получаемые учащимися V–X классов, носят случайный и фрагментарный характер и не способствуют оптимальному усвоению данного материала в курсе на историко–литературной основе.

В современной педагогической психологии выделяются две парадигмы обучения: авторитарная, которая стала традиционной в отечественной школе, и личностно-ориентированная, или гуманистическая.

Эти два противоположных направления в образовании находятся в разных системах морально-психологических координат. С одной стороны, формальный подход к ребенку, с другой – интерес к особенностям психологии ученика, к его личности.

В первом случае ученику приходится скрывать свои чувства, эмоции, внутренние порывы, чтобы не вызвать насмешек и резких замечаний. Это снижает творческий потенциал, мешает развитию эмоциональной сферы учащихся, приводит к внутреннему дискомфорту и аффективным состояниям (подавленность, тревожность, плохое настроение).

В методическом письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается, что «сквозная задача курса литературы – подготовка каждого школьника к восприятию и самостоятельной оценке новых для него литературных произведений различных жанров».

Чтобы решить задачу осмысления литературных явлений, современному учителю русского языка и литературы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности каждого учащегося и возможности восприятия им художественного произведения и на основе знаний и представлений о психо–эмоциональном развитии ребенка выстраивать анализ литературных текстов.

В настоящее время проводится систематизация творчества поэтов Серебряного века. Как следствие, разрабатывается система изучения поэзии Серебряного века с V класса, имеющая поступательный характер: от теоретико-литературного к историко–литературному, адаптированная к существующим программам.

Это своего рода «пропедевтический курс», решающий следующие задачи:

1) постепенное накапливание учащимися теоретико–литературного материала;

2) постижение основных закономерностей поэзии Серебряного века на эмпирическом уровне;

3) овладение культурными ценностями через эстетическое осмысление поэтических текстов.

Такая система изучения поэзии Серебряного века с V по X классы способствует тому, что для учащихся XI класса поэтика станет не принципиально новым материалом, а его осмыслением на более высоком уровне, в качестве определенного этапа в историко–литературном процессе, запланированного программой.

Теоретическое обоснование эстетических принципов основных модернистских направлений приобретёт системный и обобщающий характер, то есть важнейшими литературоведческими категориями станут категории литературного течения и творческой индивидуальности.

В каждом классе, соответственно возрасту и уровню литературного развития ученика, решаются конкретные задачи, определяющиеся формулой «от простого, понятного – к более сложному».

 

Список литературы:
1. Электронный ресурс: https://godliteratury.ru/articles/2020/02/05/v-pomoshh-shkolniku-11-klass-poyeziya-sere