ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(230)
ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
В современных школьных программах поэзии Серебряного века отведено место только в курсе XI класса. Это происходит в соответствии с хронологическим принципом изучения литературы.
Что касается школьных программ для остальных классов, то здесь предлагается рассмотреть биографию и отдельные стихотворения поэтов Серебряного века. Причина – изучение определенного тематического раздела либо необходимость рассказать о данном периоде в циклическом варианте.
По сути, ни одна из существующих на сегодняшний день школьных программ не предусматривает систематической работы над эпохой Серебряного века. Сведения о поэзии рубежа веков, получаемые учащимися V–X классов, носят случайный и фрагментарный характер и не способствуют оптимальному усвоению данного материала в курсе на историко–литературной основе.
В современной педагогической психологии выделяются две парадигмы обучения: авторитарная, которая стала традиционной в отечественной школе, и личностно-ориентированная, или гуманистическая.
Эти два противоположных направления в образовании находятся в разных системах морально-психологических координат. С одной стороны, формальный подход к ребенку, с другой – интерес к особенностям психологии ученика, к его личности.
В первом случае ученику приходится скрывать свои чувства, эмоции, внутренние порывы, чтобы не вызвать насмешек и резких замечаний. Это снижает творческий потенциал, мешает развитию эмоциональной сферы учащихся, приводит к внутреннему дискомфорту и аффективным состояниям (подавленность, тревожность, плохое настроение).
В методическом письме Министерства образования Российской Федерации «О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях» подчеркивается, что «сквозная задача курса литературы – подготовка каждого школьника к восприятию и самостоятельной оценке новых для него литературных произведений различных жанров».
Чтобы решить задачу осмысления литературных явлений, современному учителю русского языка и литературы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности каждого учащегося и возможности восприятия им художественного произведения и на основе знаний и представлений о психо–эмоциональном развитии ребенка выстраивать анализ литературных текстов.
В настоящее время проводится систематизация творчества поэтов Серебряного века. Как следствие, разрабатывается система изучения поэзии Серебряного века с V класса, имеющая поступательный характер: от теоретико-литературного к историко–литературному, адаптированная к существующим программам.
Это своего рода «пропедевтический курс», решающий следующие задачи:
1) постепенное накапливание учащимися теоретико–литературного материала;
2) постижение основных закономерностей поэзии Серебряного века на эмпирическом уровне;
3) овладение культурными ценностями через эстетическое осмысление поэтических текстов.
Такая система изучения поэзии Серебряного века с V по X классы способствует тому, что для учащихся XI класса поэтика станет не принципиально новым материалом, а его осмыслением на более высоком уровне, в качестве определенного этапа в историко–литературном процессе, запланированного программой.
Теоретическое обоснование эстетических принципов основных модернистских направлений приобретёт системный и обобщающий характер, то есть важнейшими литературоведческими категориями станут категории литературного течения и творческой индивидуальности.
В каждом классе, соответственно возрасту и уровню литературного развития ученика, решаются конкретные задачи, определяющиеся формулой «от простого, понятного – к более сложному».