ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(175)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ТЕХНОЛОГИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ У БОЛЬНЫХ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Актуальность темы. По данным Всемирной организации здравоохранения в период с 1990 по 2019 было зарегистрировано 101 миллион случаев заболевания, ученые посчитали, что за 29 лет количество инсультов во всем мире увеличилось на 70%, при этом возраст таких пациентов значительно «помолодел». Очень высоки проценты смертности и инвалидизации от данного заболевания. Только 15-20% людей, перенесших инсульт, возвращаются к полноценной жизни и работе.
Одним их осложнений острого нарушения мозгового кровообращения является афазия. Под афазией подразумевается полная или частичная потеря речевых функций.
В связи со снижением возраста и увеличением количества людей, перенесших инсульт, проблема восстановительного обучения привлекает внимание специалистов из различных областей наук: неврологии, логопедии, нейролингвистики, лингвистики, психолингвистики.
Проблема нарушения речи, вследствие перенесенного инсульта, на данный момент актуальна и масштабна. Восстановление данного контингента пациентов должно носить комплексный характер, необходимо охватывать круг вопросов, связанных с лечением, максимальным восстановлением или компенсацией утраченных ими двигательных или высших психических функций. Восстановительное обучение имеет важное место в комплексе лечебных и реабилитационных мероприятий.
Цель исследования: изучение технологий восстановления речи больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в работе логопедов неврологических отделений, отделений реабилитации, в качестве рекомендаций пациентам и их родственникам.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе отделения неврологии ГБУ Республики Марий Эл "Сернурская центральная районная больница», первичное сосудистое отделение. Отделение реабилитации. В нем приняли участие пациенты в количестве 10 человек, находящиеся на лечении в данном учреждении, с диагнозом: « ЦВЗ. Острое нарушение мозгового кровообращения» в возрасте 40 – 75 лет.
Острое нарушение мозгового кровообращения в настоящее время становится основной социально-медицинской проблемой неврологии. Ежегодно в мире церебральный инсульт переносят около 6 млн. человек, а в России более 450 тыс., то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян развивается это заболевание. В крупных мегаполисах России количество острых инсультов составляет от 100 до 120 в сутки. Ранняя 30-дневная летальность после инсульта составляет 35%, в течение года умирает около 50% больных. Инсульт в настоящее время является одной из основных причин инвалидизации населения. Менее 20% выживших после церебрального инсульта больных могут вернуться к прежней работе. Среди всех видов инсульта преобладают ишемические поражения мозга. Ишемические инсульты составляют 70-85% случаев, кровоизлияния в мозг - 20-25% случаев, нетравматические субарахноидальные кровоизлияния - 5% случаев.
Наиболее частым последствием острого нарушения мозгового кровообращения, и других заболеваний являются речевые нарушения (примерно 40-50% от общего числа больных), проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), нарушением глотания (около 19-81% больных с инсультом), двигательными и психическими расстройствами.
Расстройства речи в виде афазий и дизартрии возникают при острых нарушениях мозгового кровообращения (ОНМК) у трети пациентов, ограничивая социальные связи больного и ухудшая качество его жизни. Речевые нарушения являются вторым по значимости и распространенности постинсультным дефектом, который обычно сочетается с двигательными расстройствами. Сложность коррекции речевого расстройства при ОНМК зависит от локализации и величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, неврологического статуса, общего состояния больного. Преодоление этих дефектов и реабилитация таких больных представляют известную трудность и требуют упорной работы как специалистов по восстановлению речи, так и самих больных.
Для исследования была отобрана группа пациентов в количестве 10 человек, в возрасте от 45 до 75 лет с диагнозом «Острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой сонной артерии с правосторонним гемипарезом. Ранний восстановительный период».
Назначенный курс реабилитации проводился в течении 21 дней, логопедические занятия проводились ежедневно в течении 40-45 минут, в зависимости от состояния пациента.
Исследуемая группа пациентов была поделена на две группы: контрольную и экспериментальную.
Контрольная группа состояла из пяти человек и занималась по традиционной методике логопедической работы с пациентами с различными видами афазии.
Экспериментальная группа также состояла из пяти человек, логопедические занятия проводились по аналогичной логопедической методике, но с в коррекционную работу были дополнительно добавлены следующие технологии, а именно- логопедический массаж ( зондовый, массаж языка), также использовался физиотерапевтический аппарат для микрополяризации мозга- «Магнон –Слип».
Учитывая данные обследования, нами была разработана и апробирована рабочая программа восстановительного обучения пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, где были использованы различные методы и приемы логопедической работы.
В данную программу вошли следующие методы логопедической работы :
Дыхательная и речевая гимнастика- комплекс упражнений, направленных на восстановление функций речевого дыхания и координацию функций дыхания и фонации.
Следующий метод логопедической работы, который мы использовали в программе восстановительного обучения- голосовые упражнения.
Голосовая гимнастика- комплекс логопедических мероприятий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани для восстановления полноценной голосовой функции.
Следующий метод логопедической работы, который мы использовали в программе восстановительного обучения- логопедический массаж.
Логопедический массаж- метод активного механического воздействия, который ведет к изменению состояния мышечной, кровеносной и лимфатической системы, оживляет кинестезии, улучшает трофику тканей. Это одна из важных логопедических техник, она способствует нормализации мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры, что приводит к улучшению произносительной стороны речи и уменьшению эмоционального напряжения.
Следующий метод логопедической работы, который мы использовали в программе восстановительного обучения- аппаратные технологии.
Применение аппаратных технологий в лечении острых периодов значительно улучшает состояние центральной нервной системы и повышает мотивацию к логопедическим занятиям. Использование аппаратных технологий повышает качество оказания логопедической помощи.
Для достижения стойкого положительного результата и сокращения сроков восстановительного периода мы применяли физиотерапевтический аппарат «Магнон-слип». Данный аппарат имеет режим транскраниальной микрополярзации головного мозга.
Следующий метод логопедической работы, который мы использовали в программе восстановительного обучения- артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика- комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы и подвижности. Главная задача артикуляционной гимнастики- выработка тонких дифференцированных движений органов артикуляции, формирование кинестетической и кинетической основы артикуляционных движений.
Следующий метод логопедической работы, который мы использовали- программы восстановительного обучения.
Программа восстановительного обучения при афазиях строится с учетом расположения очага поражения, его масштаба поражения, степени выраженности дефекта.
Разные виды афазии подразумевают разные этапы восстановительного обучения, за основу была взята типовая программа восстановительного обучения В.М.Шкловского и Т.Г.Визель.
Таким образом, программа восстановительного обучения для каждого пациента разрабатывалась индивидуально и включала в себя определенные задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные,в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей пациента и его нарушения речи.
Восстановительная работа проводилась над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми которые пострадали первично. Восстановительное обучение, прежде всего, было направлено на восстановление коммуникативной функции пациента.
Показатели обследования пациентов в контрольной и экспериментальной группах имеют тенденцию к снижению степени выраженности речевого дефекта, но у пациентов экспериментальной группы показатели выше.
Сравнительный анализ показателей до и после эксперимента показал, что процесс восстановления речевой функции у пациентов из экспериментальной группы проходил быстрее, чем в контрольной группе.
Исходя из данных полученных при обследовании, можно сделать вывод, что дифференцированный подход по восстановлению речи у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения в экспериментальной группе дает более высокие показатели, чем в контрольной группе.
Таким образом, сложность заболевания, как острое нарушение мозгового кровообращения, ведет к не менее сложным последствиям, таким как афазия. Восстановление речевой функции при афазии, это долгий процесс, поэтому применение ни одной из существующих методик нельзя считать окончательной. Необходим поиск новых методов, подходов в работе по восстановлению речи, эти методы должны тесно переплетаться с медицинскими методами работы.