МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье представлено исследование межличностных конфликтов учащихся 9 класса одной из школ Пензенской области, а также рассмотрены причины межличностных конфликтов и способы их регулирования.
Ключевые слова: подростки; подростковый возраст; межличностный конфликт; пути разрешения конфликтов.
Актуальность исследования межличностных конфликтов подростков вызвана рядом причины. Во-первых, конфликт – это один из противоречивых феноменов. В результате этого явления проявляется нечто новое, еще не изученное, так как каждый человек по-разному ведет себя в конфликтных ситуациях. Вследствие этого, возникают определенные разногласия во взглядах и интересах.
Во-вторых, личность подростка характеризуется сложностями. Именно в подростковом возрасте у ребенка наблюдается неустойчивость психики, снижение самооценки, быстрая смена настроения, агрессия, жесткость, ранимость, повышенная тревожность, неадекватная реакция на происходящие события и т. д. Все эти факторы обуславливают сложность характера подростка, поэтому проблема межличностных конфликтов в общении со сверстниками и в настоящие дни достаточно актуальна. Прежде чем представить результаты исследования, обратимся к определениям. Подростковый возраст – это переходный этап между детством и взрослостью. Он является ключевым в жизненном, личностном и профессиональном самоопределении человека, его социализации и индивидуализации [2, с. 6]. Межличностный конфликт – это негативно переживаемое субъектами общения взаимодействие, возникающее в связи с восприятием действий друг друга, как представляющих угрозу удовлетворению их значимых потребностей [1, с. 118]. В межличностном конфликте каждое лицо стремится отстоять свою правоту, свои мысли и убеждения. Зачастую подросткам бывает сложно контролировать свои эмоции. Они могут прибегать к обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям, унижениям и т. д. Такое поведение вызывает у обеих сторон негативное самочувствие и переживания. Поэтому важно выделять ряд причин, которые лежат в основе конфликтов в подростковой среде.
Во-первых, одной из таких причин является искажение информации в процессе межличностной коммуникации. Подростки зачастую умалчивают некоторую информацию, если им невыгодно её говорить. Или же они в процессе общения не могут передать без нередко существенных искажений мысль, которая касается проблемы, обсуждаемой с партнёром. Из-за ограниченности словарного состава или невнимательности подростки иногда не так интерпретируют услышанное. Так, неправильное понимание друг друга может служить причиной для возникновения конфликта.
Во-вторых, ситуация развития современного общества носит стрессовый характер, что ведёт к росту уровня агрессии подростов. На детей резко возросла нагрузка в образовательном процессе, с которой они самостоятельно справиться не всегда могут в силу своего жизненного опыта. Всё это влияет на психическое состояние подростков и на их отношения со сверстниками.
В-третьих, в подростковой среде зачастую наблюдается такое явление как оценка поведения другого как недопустимого. В процессе взаимодействия со сверстниками у человека складывается определённый «идеал общения». Если реальное поведение партнёра не совпадает с рамками допустимого, то может возникнуть конфликтная ситуация.
В-четвёртых, среди подросткового возраста распространена конкуренция. В переходном возрасте подростку важно не просто общение, но и наличие определенного статуса, который будет его удовлетворять. Кто-то хочет быть лидером, кто-то красавицей в классе, а кто-то отличником. Если в группе на одну роль претендует несколько человек, то может возникнуть конфликт.
В-пятых, конфликтные ситуации рождаются благодаря особенностям пубертатного кризиса: заниженной самооценке, подвижной «Я-концепции», критичном отношение к действительности, болезненном восприятии точек зрения окружающих [3]. Так, само переживание подросткового кризиса является стрессом для организма подростка, что приводит к росту конфликтов.
Согласно методике К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации выделяются пять способов регулирования межличностных конфликтов: 1) соперничество; 2) приспособление; 3) компромисс; 4) избегание; 5) сотрудничество.
Целью исследования является выявление особенностей конфликтного поведения в общении подростков. Исследование проводилось среди 20 учащихся 9 класса (10 мальчиков, 10 девочек) на базе МОУ СОШ №1 г. Белинского. Результаты по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики по методике К. Томаса
|
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
Мальчики |
86 |
72 |
60 |
49 |
33 |
Девочки |
84 |
83 |
29 |
59 |
45 |
В сумме: |
170 |
155 |
89 |
108 |
78 |
Данные, представленные в таблице, показывают, что большинство подростков предпочитают стратегию соперничества. Подростки, опирающиеся на соперничество, в конфликте чаще прибегают к активному способу поведения, они не склонны к осмыслению причин, вызывающих противоречия, к поиску путей для их конструктивного решения. Сотрудничество, по данным исследования, немного уступает соперничеству. Подростки приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Третье место занимает избегание, для которого характерно уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п. Четвертое место по ответам подростков занимает компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Меньшая часть подростков предпочитает стратегию приспособления – действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов ради другого. Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии сотрудничества и соперничества, а стратегии избегания, компромисса, приспособления встречаются довольно редко. Также я провела ещё одно исследование: методику Б. И. Хасана для изучения конфликтных установок в подростковом возрасте (на базе теста РАТ Мюррея). Результаты исследования представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Результаты исследования по методике Б. И. Хасана (на базе теста РАТ)
Интенсивность проявления агрессивности |
|
потребность |
кол-во человек |
антиагрессивность |
1 |
интринсивная агрессия |
7 |
агрессивность недифференцированная |
1 |
агрессивность локальная, импульсивная |
0 |
условная, инструментальная агрессия |
1 |
агрессивность враждебная |
1 |
инструментальная агрессия |
1 |
жестокая агрессия |
0 |
психопатическая агрессия |
0 |
агрессия по мотиву групповой солидарности |
8 |
межполовая агрессия различной степени |
0 |
Из результатов исследования ясно, что у подростков чаще всего возникает агрессия по мотиву групповой солидарности. Подростки стремятся следовать групповым традициям, стараются утвердить себя в глазах группы, показать свою решительность и бесстрашие. Также среди подростков особое место занимает еще и интринсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда. Представлены также и другие виды агрессии, но выше перечисленные – ведущие. Так, данная методика помогла определить интенсивность проявлении агрессии среди подростков. Таким образом, подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение, когда меняется восприятие окружающего мира, отношение к людям, требования, запросы, интересы и т. д. Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые как раз таки и приводят к межличностным конфликтам.