Статья:

ПОРЧА ЗЕМЕЛЬ (СТ. 254 УК РФ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Савчук И.В. ПОРЧА ЗЕМЕЛЬ (СТ. 254 УК РФ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101277 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОРЧА ЗЕМЕЛЬ (СТ. 254 УК РФ)

Савчук Илья Вячеславович
студент кафедры Теории и истории государства и права Юридического института Красноярского государственного аграрного университета, РФ, г. Красноярск
Власов Валерий Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедры земельного права и экологических экспертиз Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, член РАЮН, действительный член РАЕН, член Общественной палаты г. Красноярска, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия земля, земельный участок, порча, ущерб. Какова ответственность, предусмотренная законодательством за ухудшение состояния земельного участка. Проведен анализ понятия и ответственности за ущерб, причиненный земле по статье 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, особенности применения статьи.

 

Ключевые слова: земля; земельный участок; порча земель; административная ответственность; уголовная ответственность.

 

Земля является охраняемым природным объектом. Это поверхностный слой почвы, который соединяет живую и неживую природу. Деградация земель, ухудшение почвенных характеристик изучаются в таких областях, как земельное право, экологическое право, административное право, уголовное и гражданское право. Соответственно, виды юридической ответственности за материальный ущерб разнообразны и имеют ряд особенностей. Кроме того, существуют пробелы, коллизии права и законодательные ошибки в нормах вышеуказанных областей правовой защиты различных видов юридической ответственности в случае причинения материального ущерба. Например, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации ущерб, причиненный нарушениями прав на землю (в том числе ущерб земельным участкам), должен быть возмещен в полном объеме, но законодатель прямо не предусмотрел гражданско-правовую ответственность, чего нельзя сказать об административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

В российской юридической науке существуют такие понятия, как земля и земельный участок. В Земельном кодексе (ЗК РФ) нет конкретного определения термина «земля», но в статье 1 ЗК РФ изложено разъяснение земли как охраняемого природного объекта как важного компонента природы, природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, и основы для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, а вместе с недвижимым имуществом, на объект права собственности и иных земельных прав [1].

Понятия «земля» и «земельный участок» в российском законодательстве часто используются, как синонимы. Например, в соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля является основой жизни и деятельности людей и в то же время объектом является частная, государственная, муниципальная и иная собственность. Кроме того, граждане и их объединения должны владеть землей в частной собственности в соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации [3].

Понятие «земельный участок» гораздо более актуально, когда речь идет об определенных участках, изъятых из оборота. И поэтому в нашем законодательстве термин «земля» идентичен понятию «земельный участок». Земля в любой форме: земельный участок, сельскохозяйственные угодья, земельные участки населенных пунктов, занятые для нужд промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другие земельные участки, независимо от уровня застройки и вида собственности.

Порча земли является экологическим преступлением, где обязательным признаком состава являются последствия, это: нанесение вреда здоровью людей, выраженного во временной или постоянной утрате работоспособности; нанесение ущерба окружающей среде, которое приводит к болезням животных и растительного мира, к загрязнении водоемов, в результате смыва удобрений и других вредных веществ в воду; деградация земель как объекта окружающей среды.

В действующем российском законодательстве нет конкретного понятия порчи и разрушения плодородного слоя почвы. Но Н. Л. Лисина считает, что термин «порча» нельзя применять к земле как природному объекту [17]. Этот термин нужно использовать только в отношении составной части земли-почвы. В настоящее время ущерб, нанесенный земле и почвам, широко используется в уголовных, земельных и экологических законах. В соответствии с частью 1 ст. 254 Уголовного Кодекса РФ (УК РФ) под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иное повреждение почвы вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности [10]. Статья 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в свою очередь, говорит о нанесении ущерба земле как о самостоятельном действии в результате нарушения правил обращенияс пестицидами и агрохимикатами, а также другими веществами и отходами производства и потребления, опасными для здоровья человека и окружающей среды [2].

В результате использования термина «порча земель» как формы негативного воздействия на землю вызывает ряд трудностей. Сравнивая приведенные выше представления о типах негативного воздействия на землю, можно заметить, что загрязнение и деградация почвы является результатом нарушения правил обращения с веществами, вредными для здоровья человека и окружающей среды.

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения разумного использования и защиты земель является юридическая ответственность за нарушения. Юридическая ответственность, осуществляемая в сочетании с другими средствами, может эффективно предотвратить дальнейшее ухудшение состояния земли.

Ответственность за административные правонарушения в сфере земельных отношений установлена ​​рядом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Следует отметить, что в отдельных случаях субъекты Российской Федерации также вправе установить административную ответственность, в том числе в части нанесения ущерба земельным ресурсам и повреждению земельных участков. Кодекс об административных правонарушениях содержит статью 8.6, которая устанавливает ответственность за ущерб, причиненный земельным участкам. [14]. Субъекты преступления, предусмотренного ст. 8.6 КоАП РФ в нем могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Лицо, достигшее на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, может привлекаться к административной ответственности в соответствии с нормами части 1 статьи 2.3 КоАП РФ, в 2014 году были внесены изменения в КоАП РФ, согласно которым верхний предел наложения административного штрафа на граждан за данное правонарушение составил 3000 рублей [2].

В настоящее время уголовная ответственность за земельные правонарушения предусмотрена статьей 254 Уголовного кодекса Российской Федерации. Эта статья предусматривает несколько видов преступлений под общим названием «порча земли». Целью данной статьи является защита земли путем предотвращения ее повреждения, то есть порчи земли вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности [13].

Сфера применения статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации ограничена, поскольку перечень действий ограничен, это хранение, использование и перевозка. В частности, если происходит захоронение пестицидов, пришедших в негодность с нарушением установленных правил, что причинило ущерб земле, то даже при наличии всех других признаков преступления, указанного в статье 254 УК РФ, ответственность за это не наступает, поскольку захоронение не указано в диспозиции статьи [12]. Исследователи отмечают, что отравление почвы это насыщение почвы токсичными химическими веществами или ядовитыми продуктами хозяйственной деятельности, в результате чего земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и других организмов и ее использование может привести к их гибели [16].

Таким образом, состав преступления, предусмотренного статьей 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, не образуют такие деяния, как засорение земельного участка мусором или отходами, создание несанкционированных свалок, повреждение земельного участка сточными водами и механическими средствами (снос плодородного слоя, нарушение правил мелиорации земель, рытье канав, сброс отвалов, затопление, способствующее образованию оврагов и ветровой эрозии и т.д.). За такие действия могут повлечь к административной ответственности. То же самое относится и к нарушениям правил пожарной безопасности. Н.С. Александрова отмечает, что ограничение объективной стороны данного правонарушения приводит к тому, что случаи, предусмотренные статьей 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, встречаются относительно редко. Несомненным признаком рассматриваемого правонарушения является появление определенных последствий, а именно нанесение ущерба здоровью человека и окружающей среде [12]. Статья 254 чаще носит обвинительный характер. В 2020 по ней проходило 2 дела. Оба по 1 части. В результате 1 человек получил штраф, второй – исправительные работы.

По мнению ряда исследователей, было бы полезно использовать термин «существенный ущерб окружающей среде» в статье 254 Уголовного кодекса Российской Федерации. Например, Н. С. Александрова считает, что для статья 254 УК РФ «заработала» желательно изменить положение части 1 статьи 254 УК РФ, дополнив текст словами: «если эти действия нанесли ущерб здоровью человека или существенный вред окружающей среде.» Некоторые авторы предлагают ввести конкретные финансовые критерии для определения причиненного вреда или ущерба на основании которых наступает уголовная ответственность, а не административная. Например, С.Т. Фаткулин считает, что критерием для разграничения части 1 статьи 254 УК РФ и части 2 статьи 8.6 КоАП РФ может быть размер причиненного ущерба: в размере до 100 тысяч рублей – административная ответственность, в размере свыше 100 тысяч рублей - уголовная ответственность по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса, поскольку ущерб становится значительным [18]. Из этого следует, что в настоящее время в Российской Федерации не существует законодательных критериев, позволяющих определить, является ли конкретное воздействие на почву ущербом.

Анализ практики правоохранительных органов показал, что большинство судебных решений, связанных с негативным воздействием на землю, были вынесены по применению мер административной ответственности, особенно на основании части 2 статьи 8.6 КоАП «Порча земли». Что касается применения уголовных мер за аналогичные правонарушения, то российские суды очень редко выносят приговоры по статье 254 Уголовного кодекса Российской Федерации «Порча земель». В то же время уголовная ответственность за повреждение земли, несомненно, является наиболее серьезным видом ответственности.

 

Список литературы:
1. Земельный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 08.11.2007) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1067 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами»// СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»)// СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
8. Приказ Минрегиона РФ от 09.12.2009 № 565 «Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
9. Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2015 № 35994) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство. 
11. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СПС КонсультантПлюс: Законодательство.
12. Александрова Н.С. Уголовная ответственность за порчу земли: проблемы правоприменения // Известия оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 2. С. 273-276.
13. Булгаков В.В. Виды уголовной ответственности в области земельного законодательства / В.В. Булгаков, А.В. Шубина, М.А. Балашова, А.А. Савинова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 5. С. 56-59.
14. Галиновская Е.А. Институт юридической ответственности как составляющая земельного правопорядка // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 41-48.
15. Каленов С.Е. Административная и уголовная ответственность за порчу земель // Юридический мир. 2014. № 8. С. 38-42.
16. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ. 2014. 1077 с.
17. Лисина Н.Л. Правовое регулирование земельных отношений в свете федерального закона от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4 (60). С. 265-270.
18. Фаткулин С.Т. Уголовно-правовая охрана земли: Монография. М.: Российская академия правосудия. 2008. 123 с.