Статья:

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тахирова Т.Т. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102103 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Тахирова Тахира Тахировна
студент, Карагандинский Университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда
Момышева Фархия Саутбековна
научный руководитель, канд. юрид. наук, Карагандинский Университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда

 

В статье. 1 Конституции Республики Казахстан принцип социального государства является одним из базовых принципов, определяющих отношения между государством и другими общественными институтами. В то же время это одно из самых сложных для толкования правил с точки зрения его правового содержания.

Сама идея такого государства родилась на основе определения места государства в экономике и степени его участия в социальной сфере. И в этом отношении история знает две крайности: либеральное государство и патерналистское государство. Либеральное государство идет по пути практически полного отказа от любого участия в социальной сфере, здесь полностью воплощается реализация статуса государства как «ночного сторожа». При этом государство, не обремененное серьезными социальными обязательствами, не обременяет своих граждан всевозможными финансовыми обязательствами. Судя по всему, эта модель соответствует США. [1, с. 34] С другой стороны, патерналистское государство стремится нейтрализовать негативные аспекты либеральной модели: серьезную зависимость граждан от экономической среды, жесткую увязку доступа к фактически базовым социальным благам с наличием и уровнем доход. С этой целью такое государство берет на себя огромные социальные обязательства, государство, как заботливый отец, старается защитить своих граждан от всех угроз. При этом государство, как настоящий отец, принимая граждан на такую зависимость, пытается всеми возможными способами нарушать права граждан.

Социальное государство - политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д.  Это своего рода компромисс между этими двумя конфликтующими формами. Первые и самые фундаментальные разработки в теоретической теории социального государства были сделаны немецким ученым Лоренцем фон Штайном. Уже в его работах принцип социального государства признается как обязанность государства обеспечивать равенство граждан и способствовать их социальному благополучию. [2, стр. 4] Как этот принцип реализуется на практике? Насколько теория социального государства реализуется в реальной жизни? И самое главное: каково правовое содержание этого принципа, его нормативное содержание?

Возможно, наиболее логичным и разумным было бы подумать о том, как решаются эти вопросы в родной стране такого государства - Германии. Правовые позиции Федерального конституционного суда Федеративной Республики Германии демонстрируют многие характерные черты, а также реализацию конституционного принципа соц. государства. Цель Германии - не создание государства всеобщего благосостояния. Государство только нацелено на примерно равное распределение благ и трудностей между гражданами. Соц. Государство вмешивается в те сферы, которые не совсем привлекательны для инвесторов из-за своей «нерентабельности»: искусство, культура, образование. Именно определенная доля государства в развитии и поддержке этих институтов характеризует государство всеобщего благосостояния. [3, стр. 38]

В национальной теории принцип соц. государства понимается гораздо более узко и проще. Главный механизм реализации этого принципа - поддержка «слабых и немощных» и создание на старте равных условий для всех граждан. И этой логике следует очень большое количество авторов, и лишь немногие предлагают какие-либо идеи, которые отклоняются от многих из этих довольно схоластических и традиционных взглядов на этот принцип, но все они так или иначе отражают требования государства как-то преобразовать экономику, сделать его «социально ориентированным».

Таким образом, конституционный принцип соц. государства действительно имеет очень неопределенную сферу применения. Пытаясь найти баланс между этими двумя крайностями, пытаясь «сесть на два стула одновременно», государства ищут разные способы, с помощью которых они также должны обеспечить определенную социальную справедливость, поддерживая те категории населения, которые объективно неспособны заботиться о себе и в то же время не нарушать принципы равноправия и верховенства закона. Важно найти баланс, когда гражданин не может переложить все риски и трудности на государство и общество, превратив государство в социальную защищенность [4, стр. 26]. Более широкое выполнение принципа позволит достичь этих целей - достойной жизни каждого человека и его свободного развития.

 

Список литературы: 
1. Иваненко В.А. Социальные права и социальные обязанности государства: международные конституционные правовые аспекты. СПб, 2003 г., с. 370.
2. Арановский К. В., Князев С. Д., Хохлов Е. Б. О правах человека и социальных правах. Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 4. 
3. Владимир Карпец Социальное государство и социальное представительство/ «Политическом журнале» №11/12 от 2 апреля 2007 года
4. Теория государства и права. Курс лекций. Н.И. Матузова и А.В. Малько – М. Юрист – 2004 г.