Статья:

К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНЫХ СРОКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Башкова П.В. К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНЫХ СРОКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102148 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНЫХ СРОКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Башкова Полина Вадимовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Рамазанова Наталья Олеговна
научный руководитель, ассистент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Под сроками понимается период времени, наступление, истечение или прекращение которого влечет наступление или изменение правового положения субъекта права. В случае с административным задержанием, под сроком понимается период времени, в течении которого лицо ограничено в свободе и может быть задержано, доставлено или содержано в местах содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание.

Процессуально-исполнительный Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) определяет общий срок административного задержания физического лица до трех часов с момента фактического задержания [3]. Но помимо общего срока в соответствии с ПИКоАП могут применяться и особые сроки.

Первым исключением из правила о предельном сроке административного задержания физического лица является ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП. В данной норме определены категории лиц, которые могут быть задержаны на срок свыше трех часов, но не более чем на 72 часа. К данным категориям лиц относят физические лица, которые: 1. подозреваются в совершении правонарушений, за которые предусмотрены административный арест или депортация; 2. находятся в общественном месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность – до вытрезвления; 3. проходят срочную военную службу – до передачи их военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару; 4. имеют признаки психического расстройства и создают своими действиями явную опасность для себя и окружающих – до передачи его в организацию здравоохранения; 5. нарушили пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, – до установления личности [3]. Важно отметить, что в пунктах 2–5 устанавливаются события, до наступления которых осуществляется семидесятидвухчасовое административное задержание (до вытрезвления, установление личности, передачи в организацию здравоохранения).

Ряд правоведов, в том числе и Т.В. Телятицкая, придерживаются мнения, что 72 часа для административного задержания большой срок, который необходимо снижать. Обосновывается это в первую очередь Замечанием общего порядка № 8 Комитета по правам человека (XVI сессия, 1982 г.), положения которого разъясняют определенные моменты права человека на свободу и на неприкосновенность в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. В данном Замечании установлено, что задержание лица по обвинению в уголовном преступлении не должно превышать «нескольких дней». Эта норма регламентирует процедуру задержания лица по уголовному обвинению, но имеет юридическую силу в сфере административного задержания. Административного правонарушения по сравнению с преступлением имеет меньшую общественной опасности, поэтому ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение, должно быть меньше, чем установлено для уголовной – несколько дней [4, с. 82].

Вторым исключением является ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП – применение особого срока к иностранным гражданам или лицам без гражданства с целью установления личности, в случаях, если данные лица нарушили пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска. В таких случая, если 72 часов не хватает для установления личности, данный срок может быть продлен на необходимый. Но только при соблюдении двух условий: 1. Необходимо получить санкцию прокурора; 2. Должны быть соблюдены права иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно, если такое лицо потребует, то не позднее одних суток с момента фактического задержания орган, ведущий административный процесс сообщает об этом в Министерство иностранных дел для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного [3]. То есть тут не устанавливается предельно максимальный срок и данные лица могут быть задержаны на любое время. Данная норма требует изменений в силу того, что отсутствие пределов в сроках задержания может привести к свободному толкованию органами, ведущими административный процесс, этой нормы и возможности ограничений свободы на длительные периоды, что не соответствует цели «кратковременности» административного задержания физического лица.

Данное положение другим образом решено в законодательстве Российской Федерации. В первую очередь, у них на конституционном уровне установлен ст. 22 максимальный досудебный срок задержания – 48 часов [2]. Это касается как административного задержания, так и задержания в ходе уголовного процесса. Далее Кодекс об административных правонарушениях РФ подтверждает, что 48 часов это максимальный срок, даже если нарушены правила пересечения государственной границы [1]. То есть увеличения сроков в связи с выяснением личности иностранного гражданина, который нарушил режим или правила пересечения государственной границы нет.

На основании вышесказанного, считаю необходимым внести изменения в сроки административного задержания физического лица. Целосообрзано сократить семидяситидвухчасовой срок административного задержания для отдельных категорий лиц до 48 часов. Так как, по моему мнению, все необходимые действия и процедуры можно совершить в более краткий срок – 48 часа. А также установить максимальный предельный срок для выявления личности иностранных граждан или лиц без граждансва до максимально установленного особого срока административного задержания физических лиц, на данный момент это 72 часа.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 08.12.2021).
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изменениями от 01.07.2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 08.12.2021).
3. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь, 6 января 2021 г., № 92-З // Эталон — Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2021. — Дата доступа: 05.12.2021.
4. Телятицкая, Т.В., Сухопаров, В.П. Реализация норм института административного задержания в Республики Беларусь: состояние, проблемы и перспективы / Т.В. Телятицкая // Сацыяльна-эканамічныя і прававыя даследаванні. – Минск.– 2016. – №4. – С. 80 – 86.