К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНЫХ СРОКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)
К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНЫХ СРОКАХ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Под сроками понимается период времени, наступление, истечение или прекращение которого влечет наступление или изменение правового положения субъекта права. В случае с административным задержанием, под сроком понимается период времени, в течении которого лицо ограничено в свободе и может быть задержано, доставлено или содержано в местах содержания физического лица, в отношении которого применено административное задержание.
Процессуально-исполнительный Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) определяет общий срок административного задержания физического лица до трех часов с момента фактического задержания [3]. Но помимо общего срока в соответствии с ПИКоАП могут применяться и особые сроки.
Первым исключением из правила о предельном сроке административного задержания физического лица является ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП. В данной норме определены категории лиц, которые могут быть задержаны на срок свыше трех часов, но не более чем на 72 часа. К данным категориям лиц относят физические лица, которые: 1. подозреваются в совершении правонарушений, за которые предусмотрены административный арест или депортация; 2. находятся в общественном месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность – до вытрезвления; 3. проходят срочную военную службу – до передачи их военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару; 4. имеют признаки психического расстройства и создают своими действиями явную опасность для себя и окружающих – до передачи его в организацию здравоохранения; 5. нарушили пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, – до установления личности [3]. Важно отметить, что в пунктах 2–5 устанавливаются события, до наступления которых осуществляется семидесятидвухчасовое административное задержание (до вытрезвления, установление личности, передачи в организацию здравоохранения).
Ряд правоведов, в том числе и Т.В. Телятицкая, придерживаются мнения, что 72 часа для административного задержания большой срок, который необходимо снижать. Обосновывается это в первую очередь Замечанием общего порядка № 8 Комитета по правам человека (XVI сессия, 1982 г.), положения которого разъясняют определенные моменты права человека на свободу и на неприкосновенность в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. В данном Замечании установлено, что задержание лица по обвинению в уголовном преступлении не должно превышать «нескольких дней». Эта норма регламентирует процедуру задержания лица по уголовному обвинению, но имеет юридическую силу в сфере административного задержания. Административного правонарушения по сравнению с преступлением имеет меньшую общественной опасности, поэтому ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение, должно быть меньше, чем установлено для уголовной – несколько дней [4, с. 82].
Вторым исключением является ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП – применение особого срока к иностранным гражданам или лицам без гражданства с целью установления личности, в случаях, если данные лица нарушили пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска. В таких случая, если 72 часов не хватает для установления личности, данный срок может быть продлен на необходимый. Но только при соблюдении двух условий: 1. Необходимо получить санкцию прокурора; 2. Должны быть соблюдены права иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно, если такое лицо потребует, то не позднее одних суток с момента фактического задержания орган, ведущий административный процесс сообщает об этом в Министерство иностранных дел для уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного [3]. То есть тут не устанавливается предельно максимальный срок и данные лица могут быть задержаны на любое время. Данная норма требует изменений в силу того, что отсутствие пределов в сроках задержания может привести к свободному толкованию органами, ведущими административный процесс, этой нормы и возможности ограничений свободы на длительные периоды, что не соответствует цели «кратковременности» административного задержания физического лица.
Данное положение другим образом решено в законодательстве Российской Федерации. В первую очередь, у них на конституционном уровне установлен ст. 22 максимальный досудебный срок задержания – 48 часов [2]. Это касается как административного задержания, так и задержания в ходе уголовного процесса. Далее Кодекс об административных правонарушениях РФ подтверждает, что 48 часов это максимальный срок, даже если нарушены правила пересечения государственной границы [1]. То есть увеличения сроков в связи с выяснением личности иностранного гражданина, который нарушил режим или правила пересечения государственной границы нет.
На основании вышесказанного, считаю необходимым внести изменения в сроки административного задержания физического лица. Целосообрзано сократить семидяситидвухчасовой срок административного задержания для отдельных категорий лиц до 48 часов. Так как, по моему мнению, все необходимые действия и процедуры можно совершить в более краткий срок – 48 часа. А также установить максимальный предельный срок для выявления личности иностранных граждан или лиц без граждансва до максимально установленного особого срока административного задержания физических лиц, на данный момент это 72 часа.