Статья:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРАВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ибраева Д.М. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРАВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102476 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПРАВА

Ибраева Дарья Михайловна
студент, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда
Джаксыбаева Гульнара Мауткановна
научный руководитель, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда

 

В данной статье мы рассмотрим феноменологию права: понятие, структуру, интерпретацию учеными-правоведами, основные элементы и спорные вопросы. 

Феноменология права - методология познания права, которая сложилась в XX веке. Феноменология права составила теоретическую платформу феноменологической школы права, представителями которой были А. Райнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио, Н.Н. Алексеев и др. Феноменологическая школа права образовалась в результате распространения идей философской феноменологии в сферу юридической науки. Нужно выделить и тот факт, что феноменологическая теория права – это, прежде всего, методология исследования права. 

Идея, на которой зиждется феноменология именно как юридическая парадигма, достаточно замысловата – согласно этой идее, наряду с реальным и эмпирически изменчивым правом есть и идеальное, иными словами, эйдетическое или универсальное право. Ученые-правоведы описывают идеальное право, как сущность права, которая обуславливает существование реальных правовых понятий, явлений, конструкций и норм, но в то же время эта сущность является критерием оценки правопорядка, который в данный момент существует. 

Важно отметить и тот факт, что феноменология права ни в коему случае не противопоставляет идеальное право реальному. В данном случае они находятся в неразрывном единстве, образовывая единую интеграцию, поскольку сущность права может проявляться лишь в существовании правовых феноменов. В видении феноменологов права, идеальная сущность права вневременна и внепространственна, она представляет собой структуру, в которой выражается эйдетический смысл права. Процесс правотворчества в такой исследовательской перспективе предстает как процесс наполнения реальным содержанием идеальных, априорно заданных чистых структур. Соответственно, деятельность правотворческих органов понимается как воплощение в реальность идеальных правовых моделей.

Феноменологическая школа права внутренне неоднородна. В ее интеллектуальном пространстве сложились различные вариации феноменологической редукции - феноменологическая редукция разными авторами интерпретируется по-разному: как описание априорных оснований права (А. Райнах); конструирование «природы вещей» (Г. Радбрух), выявление ценностей (Н.Н. Алексеев) и др.

Если говорить об основной идеи феноменологии, то здесь основные её составляющие – это неразрывность, но также и взаимная несводимость сознания, бытия человеческого, предметного мира и личность как отдельно взятой единицы. Гуссерль утверждал, что любой предмет должен рассматриваться как коррелят сознания, иными словами восприятия, фантазии, сомнения и т.д. С точки зрения феноменологии, переживание значения возможно вне коммуникации - в индивидуальной, "одинокой" душевной жизни, а следовательно, языковое выражение не тождественно значению, знак лишь одна из возможностей - наряду с созерцанием - осуществления значения. 

В. И. Молчанов пишет по этому  поводу: "Гуссерль называет истиной, во-первых, как саму определенность бытия, то есть единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие - "предмет, свершающий истину".

Для полноты рассмотрения феноменологии права необходимо рассмотреть и такое понятие, как феноменологическая редукция. Как метод исследования права она направлена на выявление и описание его совершенной структуры. Также феноменологическая редукция подразумевает собой некое сведение эмпирического знания к чистому праву, о котором говорилось ранее. 

В результате того, что имеет место применение феноменологических гносеологических процедур конкретизируется предмет познания. Он определяется феноменологической школой права при помощи таких понятий, как «чистая структура», «эйдос», «ноэзис», «интенция». Представители феноменологического движения в юриспруденции считают, что данные понятия предоставляют возможности для объяснения различных явлений правовой реальности в их многообразии и взаимообусловленности. 

Сторонники феноменологического подхода к пониманию права полагают, что сам по себе правовой эйдос чаще всего выражается в правомочии. Именно его возможно рассматривать как идеальную основу права. 

Право для феноменологов выступает как объективная единица, и каждый человек должен уметь согласовывать своё поведение, так же как и свои представления с идеалами общества, в котором он находится. Также, в контексте учения феноменологии, право не является чем-то неизменным, поскольку в большинстве случаев оно зависит от интерпретации этих идеалов людьми. 

Феноменологическая методология состоит из элементов, но есть один наиболее важный – принцип интерсубъективности. Благодаря лишь этому принципу имеет возможность осуществляться обоснование связей правовой реальности, а именно между объективными и субъективными сторонами. С позиций феноменологии идеальная основа права интерсубъективна, поскольку она есть «объективированная субъективность».

Таким образом, феноменология представляет собой оригинальную, продуктивную, синтезирующую разнообразные исследовательские подходы в понимании права, методологию, которая особенным образом отличается от соразмерных ей методологий и взглядов. Феноменология как теория и методология познания права есть часть неклассической юридической науки. Отдельные элементы феноменологии используются в рамках и других неклассических подходов - юридической герменевтики, аксиологии права. 

Также важен и тот факт, что феноменология права сама по себе выступает как альтернатива социологическому и естественно-правовому подходам в понимании права. Также в рамках феноменологической методологии осуществляется и интеграция этих двух способов исследования права. Особенность феноменологии права - это ее ориентированность на исследование, с одной стороны, актуального права как социального процесса, с другой стороны, потенциального права как универсальной идеальной основы права. Феноменологический подход может быть использован как технология исследования действующего позитивного права. В таком ракурсе в любой правовой норме выявляется идеальная правовая структура, обусловливающая процесс реализации нормы.

Феноменология - методология познания правовых явлений, позиционирующая предмет исследования как являющуюся в сознании сущность исследуемого феномена, выдвигающая задачу выявления этой сущности посредством методологической процедуры феноменологической редукции, суть которой заключается в сведении фрактального знания к чистому и интуитивно-умозрительному усмотрению и описанию собственной интенциональной структуры сознания, которая коррелирует с сущностью исследуемого объекта.

 

Список литературы: 
1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию.- СПб., 2005.- С. 336. 
2. Е.Н. Яркова. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012 
3. Райнах, А. О феноменологии: доклад в Марбурге, январь 1914 года / А. Райнах. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_01/1 999_1_04_.htm. 
4. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002. - 480 с.