Статья:

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(283)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ким Г.П. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 16(283). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/283/147786 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Ким Герман Павлович
магистрант, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. Досудебные налоговые споры считаются неотъемлемой частью деловой среды, где стороны могут столкнуться с разнообразными мнениями и интересами. Вместо того чтобы вступать в длительный и затратный судебный процесс, все стороны могут находить принятие через альтернативные методы разрешения споров. С целью эффективного и гармоничного разрешения налоговых споров до обращения в суд, известным и эффективным методом является - использование метода медиации.

 

Ключевые слова: налоговый спор, альтернативный способ, досудебный порядок, медиация, урегулирование спора.

 

В мире успешно практикуется альтернативный подход к разрешению долговых споров - медиация. Этот метод часто способствует достижению целей обеих сторон, принимая во внимание даже личные интересы участников переговоров. В сравнении с судебным процессом, медиация имеет множество преимуществ. Она не только способствует улучшению репутации налоговой службы, но и призвана создать правовую определенность для налогоплательщика, снижая его финансовые затраты на уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей. В результате такие действия способствуют улучшению инвестиционного климата. Многие авторы указывают, что одной из основных проблем, затрудняющих развитие института внесудебного урегулирования споров, является недостаточный уровень информированности сторон.

Важно, чтобы досудебное урегулирование споров осуществлялось независимым профессиональным медиатором, специализирующимся на налоговых спорах. И налоговый орган, и налогоплательщик должны иметь право участвовать в выборе медиатора, чтобы обеспечить принцип равноправия сторон. Медиатор не должен быть назначен заинтересованной стороной или государством, чтобы избежать конфликта интересов. Для выполнения этого принципа медиатор должен вести проактивную работу с обеими сторонами, поощряя принятие «языка сотрудничества». Медиация предполагает высокий уровень коммуникативной культуры, в которой участники уважают друг друга настолько, что готовы выслушать позицию противоположной стороны.

Имеющийся вид урегулирования споров предоставляет уникальную возможность учитывать потребности и интересы всех участников процесса медиации, при этом поддерживая полную конфиденциальность, что способствует формированию законопослушного поведения налогоплательщиков. Медиация, благодаря своей гибкости, позволяет разрешать вопросы без лишнего вмешательства и публичности, даже в случаях, когда множество налоговых споров решается в пользу налогоплательщиков, это не всегда улучшает репутацию государства и налоговых служб. Кроме того, конфиденциальность медиации решает указанную проблему и препятствует распространению общедоступной информации о процессе.

Одним из ключевых преимуществ внесудебного урегулирования любого спора является отсутствие принудительного характера в его решении, что означает принцип добровольности: стороны сами приходят к соглашению, учитывающему интересы всех. Часто решение суда удовлетворяет лишь одну сторону и не всегда полностью. Соглашение, достигнутое через медиацию, должно соответствовать интересам всех сторон. Открывая сторонам возможность разрешить спор самостоятельно, можно добиться такого исхода, когда все остаются довольны, что дает налогоплательщику возможность закрыть вопрос идущим во благо всем.

Результаты медиации нацелены на достижение компромисса и удовлетворение интересов всех сторон. В этом процессе налоговой инспекции важно обеспечить финансовые поступления в бюджет, в то время как интересы налогоплательщика заключаются в минимальном штрафе. Нахождение баланса и примирение сторон позволяют избежать судебных разбирательств. Значительным преимуществом медиации перед судебным процессом является отсутствие необходимости в принудительном исполнении достигнутого соглашения. Соглашение, выработанное в ходе медиации, исполняется добровольно, что поощряет сотрудничество и взаимопонимание. Не менее важно, что при участии налогового органа в медиации нет необходимости в официальном проведении определенной точки зрения, что предотвращает возможное вмешательство в управление со стороны регулирующего органа. Дополнительные выгоды от медиации включают в себя возможность исправления учетных и организационных ошибок, предотвращение экономических рисков при длительных судебных разбирательствах, повышение экономической и правовой ясности в оценке текущей деятельности, создание благоприятных условий для принятия обдуманных решений, уменьшение правовой неопределенности в сфере обязательств в период спора.

Медиация также предоставляет возможность:

- эффективно выявлять факты несостоятельности налогоплательщиков и их возможное ликвидирование, что является критическим для кредиторов, включая налоговые органы;

- избежать ошибок судей, вызванных недостаточным знанием различных аспектов предпринимательской деятельности и необходимой практики;

- предоставить сторонам возможность высказывать свои позиции и варианты разрешения спора без последующих юридически значимых последствий;

- избежать негативных последствий для сотрудников налоговых органов, связанных с проигрышами в конфликтах с налогоплательщиками и неправомерными расходами.

Медиация - это не просто процедура примирения, а альтернативный метод разрешения конфликта, направленный на полное урегулирование и достижение взаимоприемлемых решений. В отличие от судебного процесса, где стороны часто вынуждены искать компромисс, медиация способствует ясному выявлению позиций, согласованию интересов и разработке жизнеспособных и выполнимых соглашений.

В настоящее время внесудебное урегулирование споров с участием посредника становится все более популярным. В России появляются специализированные онлайн-школы, предназначенные для повышения квалификации юристов различных областей, которые приобретают право заниматься внесудебным разрешением конфликтов профессионально. Суды активно поддерживают медиацию с целью снижения нагрузки на судебные органы, в то время как налоговые органы воспринимают досудебное урегулирование споров в рамках Налогового кодекса России. Востребованность медиации в России, как и в других странах, будет определяться со временем. Благодаря медиации у налогоплательщика появляется возможность высказать свою точку зрения, быть выслушанным, а у представителя налогового органа - получить полную информацию о сути спора, обдумать и обосновать свою позицию. Такой диалог, вероятно, поможет достичь наиболее справедливого и удовлетворительного для всех сторон решения, а также, в некоторой степени, путем прямого контакта между сторонами, предотвратить повторение подобных спорных ситуаций в будущем.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 (в ред. от 29.09.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. 
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 (в ред. от 01.11.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. 
3. О налоговых органах Российской Федерации: закон РФ № 943-1 от 21.03.1991 (в ред. от 08.01.2019) //Бюллетень нормативных актов. – 1992. – №1.
4. Федеральный закон от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2019, N 30, ст. 4099.
5. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // "Собрание законодательства РФ",02.08.2010, N 31, ст. 4162.
6. Гайдаенко-Шер, Н. И. Формирование системы альтернативных механизмов разрешения споров / Н. И.Гайдаенко-Шер ; под ред. Н. Г. Семилютиной. – М. : ИНФРА-М, 2019.
7. Егорцева, Ю. Ю. Проблема эффективности досудебного порядка разрешения налоговых споров / Ю. Ю.Егорцева, Т. В. Ермошина // Молодой ученый. – 2019. – № 1.