Статья:

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Минакова А.С. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102644 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Минакова Алина Сергеевна
магистрант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты гендерной идентичности старшеклассников в современных условиях. Представлены результаты эмпирического исследования гендерных особенностей юношей и девушек старшего школьного возраста. Анализируются такие понятия как «фемининность», «маскулинность», «андрогинность».

Abstract. The article examines the theoretical aspects of gender identity of high school students in modern conditions. The article presents the results of an empirical study of gender characteristics of boys and girls of senior school age. Such concepts as "femininity", "masculinity", "androgyny" are analyzed.

 

Ключевые слова: личность, возраст, гендер, гендерная идентичность, образ-Я, ценности.

Keywords: personality, age, gender, gender identity, self-image, values.

 

Изучение проблемы гендерных особенностей личности в современных условиях является актуальной и наиболее обсуждаемой в обществе. Формирование мужских и женских качеств в личности претерпевает значительные изменения в общественной среде. Это связано с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности и феминности у мужчин и женщин постоянно претерпевают изменения под влиянием происходящих социальных, экономических и политических событий в обществе.  Ранее, в процессе воспитания важно было сформировать у мальчиков маскулинные качества, характеризующие его как сильного, выносливого, ответственного. Воспитание девочек шло по развитию у них таких качеств как нежность, забота, терпимость, т.е. фемининных характеристик. Современные реалии требуют от молодых людей большей мобильности, высокой конкурентоспособности, независимо от пола. Для этого необходимы смешенные качества у личности, как мужские, так и женские, что определяет формирование андрогинного типа в гендерной идентичности личности.  Это позволяет молодым людям, используя различные социальные роли, образцы поведения, лучше интегрироваться в обществе, достигать жизненного успеха.

Подростковый возраст представляет собой период активного мировоззренческого поиска, формирования ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Неопределенность данного возраста делает его сложным с точки зрения принятия себя подростком, понимания своей взрослости, ответственности. Неоднозначное отношение к себе, поиск себя через образцы и модели, предлагаемые обществом, порой приводят к искаженному представлению о мужских и женских особенностях личности, к формированию идентичности, неосознанной самим подростком и его окружением.

Научные работы С. Бем, Э. Берна, И. С. Клециной, Е. А. Здравомысловой [1,2,3,4] и других ученых посвящены проблеме изучению гендерных особенностей личности, в том числе и формированию идентичности у подростков. Ученые отмечают, что подросток в процессе создания собственной картины мира, нового «образа-Я», стремиться не к пассивному усвоению гендерных ролей и форм поведения, а старается самостоятельно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Важно отметить, что при большом количестве исследований гендерных особенностей, при наличии многообразных аспектов и подходов в определении природы данного феномена, проблема изучения и формирования гендерной идентичности у современной молодежи остается актуальной и мало разработанной.

Феномен гендера чаще всего учеными определяется как совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины, которые определяют женственность и мужественность [3,4].

В структуру гендера включены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан с гендерным самосознание, которое определяется как осознание себя как человека определенного пола, отделение себя от лиц другого пола, понимание своего жизненного пути в соответствие с представлениями о жизни мужчин или женщин, знание гендерных ролей, атрибутов и стереотипов.

Эмоциональный компонент относится к гендерной идентичности, которая представляет собой эмоциональное отношение к себе, принятие собственной половой принадлежности, сексуальной ориентации и гендерных предпочтений.

Поведенческий компонент гендера проявляется в гендерных ролях, как определенных статусов, прав и обязанностей индивидов, которые дефференцированы в силу половой принадлежности человека. Гендерные роли представляют собой соответствие поведения человека тем стереотипам, нормам и ценностям, которые характеризуют определенный гендер [4].

Исследование Н.Н. Тигишвили по проблеме гендерной социализации как важного инструмента в развитии моделей поведения отражает важность изучения различных факторов, воздействующих на процессы гендерно-ролевой социализации личности, появление которых возможно уже с раннего детства. Автор отмечает, что гендерные стереотипы закрепляются в сознании человека в виде конструктивных схем, с помощью которых человек с наибольшей достоверностью примечают и сохраняет в памяти образы, укрепляющие позиции относительно гендерных стереотипов [5].

Целью исследования стало изучение гендерной идентичности юношей и девушек старшего школьного возраста с помощью опросника С. Бэм, в модификации И. С. Клециной.

 

Рисунок 1 Гистограмма распределения гендерных типов личности у старшеклассников

 

Как видно из рисунка 1, среди старшеклассников нашей выборки преобладает фемининный тип гендерной идентичности. Для 46% нашей выборки характерны типично женские черты – они мягкие, уступчивые, застенчивые, чувствительные, сердечные и способные к сочувствию. Также среди испытуемых 43% обладают андрогинным типом гендерной идентичности. У таких испытуемых гармонично сочетаются основные черты и маскулинного и фемининного типов. Только 11% испытуемых обладают маскулинным типом – они независимы, агрессивны, напористы, склонны к риску, уверены в себе и самостоятельны.

На рисунке 2 представлены распределения гендерных типов личности у юношей и девушек нашей выборки.

 

 

Рисунок 2 Гистограмма распределения гендерных типов личности у юношей и девушек

 

Исходя из рисунка 2 можно увидеть, что юношам более присущ фемининный тип личности, а девушкам в большей степени присущ фемининный и андрогинный тип личности. Это можно объяснить тем, что современные мужчины, стремясь адаптироваться в обществе, используют как фемининные, тем самым повышая собственные адаптивные возможности.

В тоже время большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении у девушек никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Таким образом, показатели гендерной идентичности у испытуемых позволяют сделать вывод о том, что как для юношей, так и для девушек в целом свойственны смешанные стереотипы поведения: старшеклассники могут быть одновременно понимающими, сердечными, мягкими, инфантильными, спокойными, заботливыми, доверчивыми, умеющими уступать, нежными, падкими на лесть, застенчивыми, преданными, любящими и в то же время   верить в себя, проявлять напористость, защищать свои взгляды, быть способными к лидерству, независимыми, агрессивными, амбициозными, склонными к риску, властными. Это может объясняться тем, что в ситуации социальных преобразований происходят изменения идентичности у мужчин и женщин. Различие в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что предполагает изменение негативных гендерных стереотипов. А это значит, что одинаковой степени для юношей и девушек могут быть привлекательными качества, традиционно считающихся мужскими и женскими, что и подтверждается высоким процентом выраженности андрогинных характеристик как у юношей, так и у девушек в нашем исследовании.

 

Список литературы:
1. Бем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 336 с. - ISBN 5-8243-0587-0. – Текст: непосредственный
2. Берн, Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с. – URL: https:// pedlib.ru/Books. Текст: электронный.
3. Здравомыслова, Е.А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е.А. Здравомысловой, А. А.Темкиной. – СПб.: Изд-во Европейского университета СПб.,2007. – С. 9-33. – URL: http://www.owl.ru/win/books/ – Текст: электронный.
4. Клецина, И.С. Практикум по гендерной психологии. СПб.: Питер, 2003. – 480 с. – ISBN 5-318-00567-5.
5. Тигишвили, Н.Н. Гендерная социализация как педагогический инструмент моделирования поведения человека / Н.Н. Тигишвили // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3. – С.101-108. – URL: DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2020.3.09 – Текст: электронный.
6. Юкина, М. А. Гендерные аспекты статуса в подростковых и студенческих группах/ М.А. Юкина // «Студенческий форум». Москва № 10(61). –2019. – С.18-21. – URL: http://nauchforum.ru/journal/stud/. – Текст: электронный.