Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Комлев Д.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102764 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РФ

Комлев Данил Андреевич
магистрант, Алтайский государственный аграрный университет, РФ, г. Барнаул
Галкин Денис Геннадьевич
научный руководитель,

 

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

D. A. Komlev

Master’s student, Altai state agrarian University, Russia, Barnaul

 

Аннотация. В статье выявлено главное звено, не позволяющее обеспечить сбалансированное развитие сельских территорий - существование «ножницы цен» в обмене между городом и селом. Показаны основные функции в обеспечении сбалансированности развития сельских территорий по уровням управления. В качестве главного рычага в преодолении существующих диспропорций в развитии города и села рассмотрена система адресной поддержки депрессивных территорий в соответствии со следующими принципами: самоокупаемость затрат, конкурентоспособность планируемой к выпуску продукции и повышение технического уровня производства.

Abstract. The article reveals the main link that does not allow for a balanced development of rural areas - the existence of «price scissors» in the exchange between the city and the village. The main functions in ensuring a balanced development of rural areas at the levels of management are shown. As the main lever in overcoming the existing disproportions in the development of cities and villages, the system of targeted support for depressive territories is considered in accordance with the following principles: self-sufficiency of costs, competitiveness of planned products and increasing the technical level of production.

 

Ключевые слова: сельские территории; сбалансированность развития; мера поддержки; последствия депрессивности; адресная поддержка.

Keywords: rural areas; balanced development; measure of support; consequences of depression; targeted support.

 

Переход на рыночные отношения привел к слому существующих пространственных структур страны. Бурное развитие агломераций сопровождалось тенденцией к обезлюдению многих средних и малых городов с их ориентацией на развитие единственной или нескольких отраслей промышленности. В случае кризиса градообразующий потенциал последних резко упал. Глубокие изменения затронули и сельские территории, где также превалировала единственная отрасль – сельское хозяйство.

Отсюда актуальность исследования данной темы.

Развал институтов функционирования сельского хозяйства привели к краху производительных сил села, дезорганизации её социальной сферы, что требует восстановления существующего потенциала на новой институциональной и технической основе [1, c. 109].

Поскольку территории функционируют как разноуровневые образования, пропорциональность развития которых на каждом уровне обеспечивается с помощью различного инструментария и нацелена на решение разнокачественных и взаимосвязанных задач, следует признать иерархичность соответствующих мер, что означает:

- в сельских территориях невозможно обеспечить сбалансированность без реализации соответствующих программ или проектов на федеральном уровне;

- на уровне регионов целесообразно реализовать меры, которые должны быть нацелены на создание одинаковых условий для хозяйствования и социального развития без учета местных особенностей;

- на муниципальном уровне решаются аналогичные задачи, нацеленные на нивелирование особенностей уже на этом звене [6, c. 265].

В условиях, когда существуют «ножницы цен» в обмене на продукции села и города, возникает препятствие к созданию равных условий не только для хозяйствования, но и для социального развития. Обусловленный с существующими «ножницами цен» хронический дефицит ресурсов превращает сельское хозяйство в своеобразную «бездонную бочку» для инвестиций, когда в принципе невозможно окупить вложенные средства.

Создание крупных многоотраслевых предприятий с ощутимой социальной нагрузкой, как у бывших колхозов, в нынешних условиях немыслимо. Отсюда, главное условие для обеспечения стабильности сельскохозяйственного производства – восстановление эквивалентного обмена между городом и селом, удаление «ножницы цен». На федеральном уровне также должна быть сформулирована и реализована внятная аграрная политика, определены размеры госзакупа, меры по поддержке сельскохозяйственного производителя [5, c. 254].

На региональном уровне в основном решаются задачи развития инфраструктуры сельских территорий, привлекаются инвестиции на развитие сельскохозяйственного производства. В ведении регионов находятся также проблемы благоустройства населенных пунктов. На муниципальном уровне осуществляется реализация программ и проектов, которые генерируются федеральными и региональными органами государственной власти. Их эффективность во многом зависит от совпадения интересов всех уровней власти. Следует отметить, обеспечение сбалансированности развития в территориальном разрезе выгодно всем уровням управления.

Появление депрессивных территорий выбивает из экономического оборота громадный объем ресурсов. В сельских территориях при этом:

  • снижается занятость значительной части трудоспособного населения;
  • теряется уровень компетенций данной части населения;
  • сокращается уровень личных доходов;
  • выводятся из оборота значительная часть сельскохозяйственных угодий;
  • снижается уровень продовольственной безопасности страны.

Обеспечение сбалансированности территориального развития означает не только более полное привлечение в оборот экономических ресурсов, но и получение большего объёма личных и бюджетных расходов. Конечно, при этом ограничением служит обеспечение конкурентоспособности экономики. Поэтому абсолютного использования ресурсов любой территории невозможно представить. Таковы границы рынка. В новых условиях мы не можем планировать полную занятость или полное использование сельхозугодий [2, c. 10].

В этих условиях сбалансированное развитие территории требует экономически обоснованных мер, когда дополнительно вложенные средства окупаются, что возможно только при переходе на новый технический уровень производства. Поэтому все программы поддержки развития депрессивных территорий должны обязательно содержать разделы по:

- оценке окупаемости бюджетных затрат;

- мерам по обеспечению конкурентоспособности предлагаемых производств;

- обеспечению высокого уровня технической базы.

Без этого все дополнительные вложения будут производиться без должного обоснования, что в современных условиях недопустимо.

Поскольку сельские территории являются неотъемлемой частью экономического пространства страны, а сельские жители как граждане имеют одинаковые права с горожанами на достойную жизнь, на одинаковую оплату за одинаковый труд, обеспечение реализации этих принципов находится в сфере компетенций федеральной власти. Конечно, при этом участвуют и региональные власти. Но их деятельность должна быть направлена главным образом на нивелирование местной специфики [3, c. 201].

Сбалансированное развитие сельских территорий возможно только при устойчиво сложившейся системе эквивалентного обмена между городом и селом, что была разрушено при «шоках», которых трижды испытала российское село в XX веке.

Сельские жители в новых условиях должны иметь равные условия для воспроизводства человеческого капитала. Иначе село станет рассадником архаических институтов, тормозом для общественного прогресса [4, c. 276].

Существующие «ножницы цен» уничтожают интересы к развитию сельскохозяйственного производства, деформируют его отраслевую структуру, ведут к неполному использованию потенциала села, прежде всего – земли. В этих условиях для подъема сельской экономики предложена адресная поддержка депрессивных территорий, когда предлагаемые меры рассматриваются при обосновании их самоокупаемости, нацеленности на производство конкурентоспособной продукции при современной технической базе.

 

Список литературы:
1. Болтов Р.В., Карелин О.И., Семашко А.В. Сбалансированность развития территорий // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – №4–1 (25). – C. 109–110. 
2. Глеба О.В. Проблемы и перспективы развития сельских территорий России / О. В. Глеба, К. А. Чудакова // Экономика и управление: современные тенденции. Сборник статей. Чебоксары, 2019. - С. 8-12.
3. Запорожцева Л.А. Современные сельские территории: проблемы функционирования и развития / Л. А. Запорожцева, Р. О. Толстолуцкий // Наука, образование и инновации в современном мире (НОИ-2019). Материалы Национальной научной конференции Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.  - 2019. - С. 201-206.
4. Кункель В.Е. Перспективы развития сельских территорий в современной России / В. Е. Кункель // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сборник статей. Алтайский филиал РАНХиГС. - Барнаул, 2019. - С. 276-281.
5. Мартынушкин А.Б. Развитие сельских территорий посредством совершенствования местного самоуправления / А. Б. Мартынушкин // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. Материалы ХIV международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 254-258.
6. Пенчева С.Н. Методика оценки устойчивого состояния сельских территорий (на примере Алтайского края) / С. Н. Пенчева // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства. Матеариалы II Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 262-267.