Статья:

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шелудкова П.А. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/102903 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Шелудкова Полина Андреевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Сахно Александр Иванович
научный руководитель, канд. юрид. наук, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

В современном мире существует большое количество угроз безопасности человечества. Угрозы безопасности в основном исходят из социально-политической, экономической, медико-санитарной и экологической областей. Сахно А.И. отмечает, что «отечественные и зарубежные исследователи традиционно выделяют три основные группы причин (источников) возникновения угроз: чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации техногенного характера и чрезвычайные ситуации социального характера»[6].

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – «это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»[4].

Однако указанное выше понятие не дает точное определение чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Как правило, технологическая опасность определяется как опасность, возникающая в результате техногенных или промышленных аварий, опасных процедур, сбоев в работе инфраструктуры или определенных видов деятельности человека, которые могут привести к гибели людей или травмам, ущербу имущества, социальным и экономическим нарушениям или ухудшению состояния окружающей среды. Лихачева Е. описывает чрезвычайные ситуации техногенного характера как «ситуации, возникающие вследствие прямого или опосредованного воздействия техники и технологий на сферу социальных отношений вследствие катастроф на транспорте, крупных промышленных аварий и пожаров, повлекших опасные выбросы, другие негативные последствия, влекущие значительное осложнение обстановки»[2]. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что чрезвычайные ситуации техногенного характера – это неблагоприятные события, происходящие на определенной территории технического объекта, которые неподвластны управлению и влекут за собой большой ущерб, выражающийся в массовых человеческих жертвах и негативном влиянии на экологическую обстановку. Следует сказать о том, что техногенные катастрофы часто происходят в результате внешних воздействий: различные природные и неестественные факторы могут инициировать технологическую опасность.

Акимов В.А., Олтян И.Ю. и Иванова Е.О. определяют более 10 видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера: «аварии на трубопроводе, аварии на подземном сооружении, взрывы, гидродинамические аварии, дорожно-транспортные происшествия, железнодорожные аварии, крушения поездов, пожары, радиационные аварии, транспортные аварии, химические аварии»[1]. Шестиловская Н.А. выделяет пять видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера: техногенные пожары, транспортные происшествия, химические аварии, радиационные аварии и биологические аварии[7]. В свою очередь МЧС России[5] разделяет чрезвычайные ситуации техногенного характера на три вида: техногенные катастрофы, техногенные аварии и техногенные инциденты, при этом отмечает, что техногенные катастрофы являются наиболее опасными и  разрушительными, так как они возникают на объектах высокой потенциальной опасности и рисков.

Российская Федерация пережила быстрые социально-экономические изменения в последние десятилетия, включая быстрый рост населения, рост урбанизации, увеличение использования автотранспортных средств и развитие железнодорожных и авиационных сетей, которые являются факторами риска возникновения техногенных катастроф. Техногенные катастрофы в России приводят к тысячам смертей, тысячам травм и миллионам экономических потерь в последние годы. Эти бедствия являются негативными последствиями человеческих инноваций, которые приводят к причинению вреда или разрушению жизни, имущества или окружающей среды. Они варьируются от химических разливов до сбоев в электроснабжении и от ошибок компьютерного программирования до аварий на общественном транспорте. По своей природе они, как правило, представляют новые опасности с точки зрения всего спектра угроз, с которыми сталкиваются люди, поэтому мало что известно об их полной вероятности или потенциальных последствиях.

За последние три года можно отметить следующие техногенные катастрофы, произошедшие в России: взрыв на химическом заводе в Дзержинске (01.06.2019 г.); инцидент в Неноксе (08.08.2019 г.); прорыв дамбы на реке Сейба (19.10.2019 г.) разлив дизельного топлива в Норильске (29.05.2020 г.); массовая гибель морских животных на Камчатке (октябрь 2020 г.); отравление на очистных сооружениях под Таганрогом (21.05.2021 г.); взрыв на шахте «Листвяжная» (25.11.2021 г.). Исходя из изложенного можно сделать вывод, что ежегодно дважды, а то и трижды в Российской Федерации случаются масштабные техногенные катастрофы и все это происходит несмотря на то, что в Российской Федерации с 2018 года утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года[3] и проходят мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Анализ сложившейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что нормативное правовое регулирование в сфере отношений, связанных с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не эффективно. Главные проблемы, которые можно отметить в этой области:

- законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не кодифицировано, оно состоит из большого числа законов, подзаконных актов и методических документов, которые дублируют друг друга;

- в Российской Федерации принято бороться с последствиями чрезвычайных ситуаций, а не предотвращать любые проявления чрезвычайных ситуаций, потому что законодательство содержит лишь общие нормы;

- в нормативной правовой базе отсутствует понятийный аппарат, так, к примеру, МЧС России разделяет чрезвычайные ситуации техногенного характера на три вида, а основной Федеральный закон в данной области от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не выделяет виды вовсе;

- деятельность органов исполнительной власти не реализуется в полном объеме, нормативные документы на уровне субъектов не определяют комплекс конкретных правил и ограничений в данной области.

Подводя итог, следует сказать, что в Российской Федерации ежегодно происходят различного рода техногенные катастрофы, которые приводят к многочисленным смертям и травмам. Помимо последствий для здоровья человека, они приводят к крупным экономическим потерям. Причина этих бедствий заключается в человеческих и организационных факторах. Многие технологические аварии в стране происходят из-за технических дефектов в технологии, а также человеческих ошибок. Поэтому необходимо обучать людей работе с новыми технологиями, постоянно пересматривать и контролировать технологии и устройства, иметь план реагирования на чрезвычайные ситуации в каждой организации, выдвигать необходимые требования для реагирования на технологические события, а также собирать всеобъемлющие и интегрированные данные об этих бедствиях и анализ первопричин этих инцидентов в стране. Кроме того, для измерения реального бремени этих событий необходимо определить вторичные последствия этих бедствий для жертв, организаций и общества. Но самое главное, с чего следует начать – это законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций . Законодательство следует пересмотреть, исключить из него дублирующие друг друга нормы, дополнить понятийный аппарат и кодифицировать.

 

Список литературы:
1. Акимов В.А., Олтян И.Ю., Иванова Е.О. Методика ранжирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера по степени их катастрофичности // Технологии гражданской безопасности. 2021. №1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ranzhirovaniya-chrezvychaynyh-situatsiy-prirodnogo-tehnogennogo-i-biologo-sotsialnogo-haraktera-po-stepeni-ih (дата обращения: 15.12.2021).
2. Лихачева Е. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций / Е. Лихачева // Международные научные студенческие чтения : Материалы XV международной студенческой научной конференции, Омск, 19 мая 2017 года / Отв. ред. Д. Т. Караманукян. – Омск: Омская юридическая академия, 2018. – С. 69-71.
3. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 11.01.2018 г. № 12 // Собрание законодательства РФ, 15.01.2018 г., № 3 ст. 515.
4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ по сост. на 11.06.2021 г. // Собрание законодательства РФ, 26.12.1994 г., № 35 ст., 3648.
5. Официальный сайт МЧС России: Термины МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/1092(дата обращения: 15.12.2021).
6. Сахно А.И. Проблемы кодификации законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kodifikatsii-zakonodatelstva-o-sanitarno-epidemiologicheskom-blagopoluchii-naseleniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.12.2021).
7. Shestilovskaya N.A., Emergencies: educational and methodical complex on the academic discipline Human life safety (for foreign students). URL: https://fsc.bsu.by/wp-content/uploads/2018/11/Educational-and-Methodical-Complex-EMERGENCIES-for-foreign-students.pdf (дата обращения: 15.12.2021).