Статья:

Национальный режим при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(18)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Клокова Э.Е., Термелева А.Е. Национальный режим при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 18(18). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/18/27009 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Национальный режим при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд

Клокова Эльвира Ергалиевна
магистрант, Самарский университет, РФ, г.о. Самара
Термелева Анна Евгеньевна
старший преподаватель, Самарский университет, РФ, г.о. Самара

 

Вопрос удовлетворения государственных нужд имеет одни и те же истоки, что и сам институт государства. Удовлетворение государственных нужд, выражающих общественные потребности, является одним из наиболее важных вопросов жизни общества. К государственному заказу относятся закупки товаров и услуг для нужд страны, ее субъектов и муниципалитетов. Законом установлен жесткий порядок таких закупок. Он предполагает прохождение обязательных этапов, размещение документов в открытом доступе в единой информационной системе, а также санкции за допущенные нарушения. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является основным нормативным актом о государственном заказе [3].

Государственная закупка, согласно федеральному закону №44-ФЗ представляет собой заказ товаров, работ и услуг, которые необходимы для нормального функционирования государственных учреждений и организаций, для выполнения ими государственных программ. Для осуществления закупки необходимо выбрать поставщика, заключить контракт и исполнить все обязательства в соответствии с контрактом. Участником закупки является любое юридическое лицо. Поставщиком товаров может выступать как российские, так и иностранные компании. Кроме того, вся информация о проводимых торгах для госзакупок публикуется на официальном сайте размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) – www.zakupki.gov.ru[1].

Согласно общим положениям законодательства РФ о проведении госзакупок, допускается закупка, как российских товаров и услуг, так и иностранных. При осуществлении государственных и муниципальных закупок к иностранным товарам применяется национальный режим, который создает благоприятные условия в сфере закупок для производителей российского рынка и государств определенных международных договоров РФ(ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).  На равных условиях с товарами российского происхождения в государственных закупках фигурирует продукция государств ЕЭС.

Согласно ч. 3 ст. 14 № 44-ФЗ Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать запрет и ограничения на допуск иностранной продукции, а также предъявлять условия допуска. Министерством экономического развития РФ был принят приказ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2].

Национальный режим в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривает: запрет, ограничения и условия доступа.

Запрет при госзакупках применяется к закупке продукции машиностроения, легкой промышленности, программному обеспечению  и продукции, имеющей оборонное значение, мебельной продукции (вступает в силу с 01.12.2017). Если заказчик проводит закупки, на которые распространяется запрет, то отклонению подлежат заявки, предлагающие к поставке иностранный товар, за исключением стран ЕАЭС.

Под ограничением допуска подразумевается, что заказчик принимает решение о допуске к госзакупке иностранных заявок при соблюдении определенных условий. К примеру, заявки, которые содержат предложение о поставке иностранного товара, могут быть допущены к аукциону, если на отечественном рынке имеется только один производитель нужного товара, или при подачи заявок, которые содержат только иностранный товар.

Условие допуска к госзакупкам предполагает, что  все поданные заявки рассматриваются и допускаются. Но те, которые содержат предложение о поставке отечественного производства и стран ЕАЭС, получают ценовое преимущество по сравнению с заявками, предлагающими иностранную продукцию [4].

В настоящее время установлены запреты при закупке следующих категорий товаров:

- оборудование для нужд обороны и безопасности (Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9);

- товары машиностроения (Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656);

- товары легкой промышленности (Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791);

- программное обеспечение (Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236);

- мебельная продукция (утвержден постановлением Правительства 1072 от 05.09.2017, действует с 1 декабря 2017 года).

Применение национального режима при осуществлении закупки предполагает наличие ограничений по торгам на поставку той или иной продукции и возможные условия, при соблюдении которых ее могут допустить касаются следующих категорий продукции:

- медицинские изделия и лекарственные средства (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102);

- радиоэлектроника;

- продукты питания (Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 №832).

В этом случае предложения с подобными изделиями иностранного происхождения участвуют в торговых процедурах наравне с отечественной продукцией (или ЕАЭС), при этом заявкам с товарами РФ и ЕАЭС предоставляются преимущества по цене, а для заявок с продукцией иностранного происхождения применяются понижающие коэффициенты к стоимости (в случае признания победителем).

Каждая категория имеет исчерпывающий перечень номенклатуры продукции, закупка которой для государственных и муниципальных нужд ограничена или запрещена. Правительство Российской Федерации регулярно проводит актуализацию перечней иностранных товаров, в отношении которых установлены запрет, ограничения и особые условия допуска, а также устанавливает временные ограничения для поддержания российских производителей при исполнении государственного заказа. Постановления пересматриваются и обновляются. Например, новая редакция Постановления по закупкам для нужд обороны страны и безопасности государства была утверждена 14 января 2017 года. Перечень отдельных видов товаров машиностроения согласно Постановлению от 13 октября 2017 года №1246, дополнен генераторными установками с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия мощностью от 60 кВт до 315 кВт. Принятое решение будет способствовать стимулированию спроса на продукцию отечественных предприятий по производству двигателей для дизельных генераторных установок и позволит повысить загрузку их производственных мощностей. Перечни товаров лёгкой промышленности, происходящих из иностранных государств, были актуализированы в 2017 г.

Согласно Постановлению от 26 октября 2017 года №1299, в целях обеспечения государственных заказчиков качественной спецодеждой с высоким уровнем защитных свойств, гарантирующей защиту здоровья и жизни работников, эти перечни дополнены защитной огнестойкой одеждой.

Это позволит увеличить загрузку российских предприятий лёгкой промышленности, будет способствовать их развитию, модернизации, созданию новых рабочих мест, увеличению доли отечественных товаров лёгкой промышленности на внутреннем рынке. Запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств за исключением государств Евразийского экономического союза, при закупках для государственных и муниципальных нужд установлен с 1 декабря 2017 года до 1 декабря 2019 года.

Установленные ограничения распространяются только на закупки для государственных и муниципальных нужд. Они не касаются коммерческих закупок, поставок продовольственных товаров в магазины, торговые сети, коммерческие предприятия питания и т.д.

Таким образом, в контрактной системе в сфере государственных закупок особенность нормативного регулирования оставляет возможность для запрещающих и ограничивающих мер для стимулирования российского производителя.

Однако, сущность государственных закупок состоит в том, что закупаемые товары должны удовлетворять нужды государства. Поэтому необходимо вдумчиво подходить к реализации политики импортозамещения, так как для эффективного исполнения государственного заказа требуется качественная продукция. 

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] URL: http://www.zakupki.gov.ru (дата обращения 02.11.2017г.).
2. Приказ от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.11.2017 г.).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02.11.2017 г.).
4. Хайруллина Р.Г, Багаутдинова Л.Р. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. – № 1(2).[Электронный ресурс] URL: customs.esrae.ru/4-32 (дата обращения: 02.11.2017).