Статья:

ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Алтынбекова А.К. ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 25(248). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/248/129625 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: УСТОЙЧИВЫЕ ГОРОДА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Алтынбекова Азель Канаткызы
студент, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

 

После распада Советского Союза страны Центральной Азии претерпели глубокие изменения, продолжая свою трансформацию в направлении рыночной экономики и демократических обществ. Учитывая тот факт, что страны ЦА активно присоединяются к глобальной повестке достижения целей устойчивого развития (ЦУР), на сегодняшний день основная задача экономической политики стран ЦА состоит в том, чтобы перейти от стратегии роста, основанной на экспорте сырьевых товаров и трудовых ресурсов, к структурному реформированию экономики с целью устойчивого развития. Устойчивая инфраструктура занимает центральное место в достижении ЦУР и климатических целей Парижского соглашения, учитывая, что на существующие инфраструктурные системы приходится более 60% глобальных выбросов парниковых газов [5].

Страны ЦА приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Парижское соглашение и воплотили их в национальных стратегиях и политике. Страны внедрили ряд стратегий, инструментов и подходов, которые укрепили охрану окружающей среды и заложили основу для более экологичной экономики. Например, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан разработали всеобъемлющие национальные стратегии и программы по зеленой экономике. Все страны ЦА также утвердили свои национальные целевые показатели действий в области изменения климата посредством своих определяемых на национальном уровне взносов [4]. В дополнение к стратегиям национального уровня пять стран Центральной Азии запустили процесс разработки региональной стратегии адаптации к изменению климата. Это направлено на содействие трансграничному сотрудничеству для повышения устойчивости к изменению климата в регионе [3].

Однако темпы продвижения к "зеленой" экономике недостаточно быстрые. После получения независимости страны Центральной Азии остались сильно зависимыми от отраслей, связанных с нефтью и ископаемым топливом. Несмотря на повышенные уровни инфраструктурных инвестиций в последние годы, дефицит инфраструктуры в странах Центральной Азии остается высоким, что препятствует дальнейшему развитию торговли и экономики. Необходимые инвестиции в этом регионе составляют 492 млрд долл. США, или в среднем 33 млрд долл. США в год в период 2016–2030 годов [2]. Высокая стоимость капитала, неэффективное использование внутренних государственных финансов, прямые и косвенные субсидии на экологически вредные виды деятельности или отсутствие качественных "зеленых" инвестиционных проектов также являются важными проблемами [4].

Проблемы, возникающие в городах Центральной Азии из-за отсутствия надлежащего городского планирования и управления процессами развития, включают нерегулируемое освоение территорий и нехватку доступного и качественного жилья. Плохая работа общественного транспорта также приводит к предпочтению автомобилей, что ведет к загрязнению воздуха. Кроме того, инфраструктура городов Центральной Азии не защищена от стихийных бедствий [1].

Учет климатических и экологических факторов в инвестиционных стратегиях и решениях для развития инфраструктуры является ключевым и должен включать все уровни планирования. Для развития устойчивой инфраструктуры необходимо изменить подходы к планированию и управлению городской инфраструктурой, уделять внимание подготовке к чрезвычайным ситуациям, своевременному техническому обслуживанию и долгосрочным инвестициям. Городские власти должны быть ответственными и быть подотчетны населению при выделении земельных участков застройщикам и регулировании развития городской инфраструктуры, данный процесс должен быть прозрачным. Жители городов должны иметь возможность информировать власти о своих потребностях в развитии инфраструктуры. Также немаловажно заниматься подготовко1 актуальных государственных инвестиционных программ с конкретным планом и действиями на установленный период [4].

В заключении, для достижения цели устойчивого развития по устойчивой инфраструктуре в городах Центральной Азии необходимо использовать человеческий капитал для проведения анализа международного опыта в развитии устойчивых городов и проводить коллективную работу с новым поколением специалистов по городскому планированию, исследователями и университетами, для совместного разработки стратегий по созданию экономически эффективных, социально инклюзивных и экологически чистых городов.

 

Список литературы:
1. Джунусова М., Маульшариф М., Солтыбаева C. Развитие устойчивой инфраструктуры в городах Центральной Азии. Central Asian Economic Review. 2022;(5):53-67.
2. Устойчивая инфраструктура для низкоуглеродного развития в Центральной Азии и на Кавказе. – OECD, 2020. 
3. Green Central Asia. Regional action plan for a joint political dialogue on climate, environment and security. URL: http://greencentralasia.org/en/doc/1649309482/1636624593
4. Green Economy Transition in Eastern Europe, the Caucasus and Central Asia: Progress and Ways Forward. – OECD, 2022
5. Sustainable Infrastructure for Low-Carbon Development in Central Asia and the Caucasus: Hotspot Analysis and Needs Assessment, Green Finance and Investment. – OECD, 2019.