Совершенствование процедур работы с обращениями граждан в администрации муниципального образования «город Архангельск»
Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Совершенствование процедур работы с обращениями граждан в администрации муниципального образования «город Архангельск»
Обращения граждан в государственные органы власти и органы местного самоуправления с предложениями, заявлениями или жалобами - важное средство осуществления охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации.
Оно необходимо для решения назревших вопросов и перспективных задач государственного, хозяйственного и социального значения. Так же обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных и общественных органов, борьбе с волокитой, бюрократизмом и другими недостатками в их работе. Право на обращение в государственные органы закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1].
В наше время мы сталкиваемся с проблемой отчуждения власти от населения, это одна из актуальных проблем современного мира. Она характерна для всех уровней власти, в частности и для местного. Сбои в работе с поступлением обращений, недоверие к органам власти можно, все это требует качественных изменений в системе обращения. Поэтому важной задачей является создание более сильного механизма взаимодействия между органами местной власти и населением, что может быть решено, например, с помощью технологизации новых путей функционирования «обратной связи».
По мнению исследователей, «обратная связь» с населением считается успешной, если с помощью имеющихся способов взаимодействия чиновников с населением будут решены задачи, эффективности функционирования органов исполнительной власти и повышено доверие к ним [2 c.106].
Ежегодно граждане подают тысячи обращений в органы местного самоуправления, этот поток вопросов, жалоб и просьб об устранении допущенных нарушений совместно с несовершенствами законодательства позволяет чиновникам до последнего тянуть с ответами, отписываться туманными объяснениями, а в каких-то случаях игнорировать обращение. Кроме этого, анализ количества поступающих обращений граждан в органы местного самоуправления показывает тенденцию к увеличению их числа.
Традиционными типами классификации обращений граждан являются устная (в процессе личного приема) и письменная (регистрация обращения проходит в порядке, установленном законодательством РФ). Самый частый вид обращения, используемый гражданами в органы власти это жалоба. Такое обращения используется с целью восстановление своих законных интересов и прав.
Относительно с недавнего времени, существует, и развивается такой вид обращения как электронные госуслуги. Ресурс предоставляет доступ к услугам, статусам и степени готовности поставленных вопросов [3].
Такие ресурсы позволяют гражданам дать оценку качеству предоставленных услуг, в короткие сроки решать проблемы обратившихся граждан. На местном уровне для «обратной связи» с населением созданы сайты и порталы, предоставляющие электронные муниципальные услуги. Например, в Администрацию города Архангельска такая подача обращения осуществляется при использовании официального информационного интернет - портала муниципального образования «Город Архангельск» в соответствии с нормативно - правовыми актами, непосредственно регулирующими исполнение муниципальной функции «Рассмотрение обращений граждан в Администрацию МО "Город Архангельск"» [4], на нем можно заполнить форму и отправить вопрос.
Департамент контроля, документационного обеспечения и работы с населением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" осуществляет деятельность по приему обращений граждан и юридических лиц, осуществляет муниципальный контроль, занимается предоставлением муниципальных услуг, публикует ежегодные отчеты по работе с обращениями граждан.
В Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» В 2017 году поступило около 14 тысяч обращений, в том числе около 11 тысяч поступило через отдел по работе с обращениями граждан.
По данным отчета о работе с обращениями граждан вопросов по некоторым темам, поднимаемых в обращениях в сравнении с 2016 годом, стало больше [5]. А именно увеличилось количество обращений по предоставлению жилья (это связано, прежде всего, с увеличением количества переселения граждан из ветхого и аварийного жилья); водоснабжению; неисправной канализации; вывозу мусора и ТБО; работе правоохранительных органов; аренде земли и муниципальных помещений; аренде земли и муниципальных помещений; действии, бездействии муниципальных служащих.
Приоритетными темами в обращениях граждан все еще остаются состояние жилищного фонда и качество предоставления коммунальных услуг. Обращения граждан по-прежнему востребованы, а так же одной из важнейших форм диалога с населением являются личные приёмы.
Необходимо проводить анализ тематики и характера обращений граждан, который будет служить показателем гражданской активности, и рассматриваться как один из важных каналов обратной связи населения с органом исполнительной власти.
В связи с этим, можно сказать, что для оптимизации системы работы с обращениями граждан следует принять следующие меры:
- руководители государственных и муниципальных органов власти в рамках своей деятельности должны проводить комплексный анализ причин увеличения случаев обращений граждан в режиме мониторинга;
- рекомендуется усилить контроль рассмотрения письменных и устных обращений граждан;
- расширять возможности организации выездных приемов граждан представителями всех уровней власти и вести видеосъемку этих процессов;
- регулярное освещение актуальных тем в СМИ по обращениям граждан и привлечению к ним внимания местных властей и общественности.
- внедрение видеосвязи и других нововведений, что позволит расширить возможности диалога граждан с органами власти.
Система обращений подвергается качественным изменениям в соответствии с изменениями функций государственного и муниципального управления.
На современном этапе для эффективности работы с обращениями граждан требуется четко прорабатывать механизмы системы обращений и контроля по их исполнению в местных органах власти, следовательно, результативность и стабильность работы органов будет обеспечена.